Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Магия посвящённого

01 января 2007

Ивану Динкову надо на время запретить писать стихи. Хотя бы на время. Ну как отправляют на скамейку запасных провинившихся игроков. Потому что он творит, что хочет, на поэтическом поле.
Но он не игрок, он поэт, и скамейка запасных для него не сколочена. 

Учили нас, что поэзия выражает ясные чувства: гнев, радость, восторг, грусть, ненависть, любовь. У него же всё смешалось и низвергается, как лава. Жизнь и смерть, величие и низость, вершина и бездна. Эта огненная лава, затвердевшая на белом листе, – неизвестного химического состава. Элементы её отсутствуют в таблице поэзии, как отсутствуют некоторые элементы в таблице Менделеева, тестя Александра Блока. 

Он творит поэзию нового типа, нового вида. Она как вирус, и не изобретён ещё антибиотик против него. Если и выздоровеешь от Ивана Динкова, всё равно затаивается что-то недовылеченное в тебе. Он делает из антиподов пару. Как их укрощает в упряжке, – Бог знает! Его меланхолия тебя раздавливает. Как трамбовка. Не характер, а волнолом – или бросай якорь в море его завета, или врезайся в камни. 

У этого поэта словно не было детства. Он родился библейским стариком. Птицы, которые вылетают из его ковчега после потопа, не щебечут весёлыми трелями. 

За тридцать лет он ни в чём не изменился, только волосы побелели, как у римского философа. Что изречёт – изречёт категорическим тоном древнего римлянина. Невозмутим. Возражения? Голоса из зала?
Не терпит их.
Вырублен из тёмного мрамора. И немногие знают, что он соткан из боли, из чувства отцовства.
Годы назад, опечаленный, роняя в поэме слезу о своём отце, написал стихи о смерти матери, которая тогда была сравнительно молодая и которая нынче жива. Бог её сохрани! Но вымолвленные им слова о том, что хотя мы и проистекаем один от другого, да умираем поодиночке, как зёрна, запаханные плугом, – неопровержимы. Как и то, что у жизни нет синонима. Не то чтобы не были где-то произнесены эти слова, но его гражданское поведение, его голос внушает тебе мысль, очищенную и оголённую, как зёрнышко. 

Он с молодости хоронит живых и оживляет мёртвых. Точнее, незабываемых. Утверждает: «Быть живым – это невозможно, а остаться мёртвым – трудно». Или: «Когда говорим о поэзии, мёртвые поэты в могиле, а живые – ещё глубже». 

Эпичны его баллады, и балладны его эпопеи. И как бы ты ни пресытился поэзией, стихи его доводят до спазмов. Эта магия, эта власть над словом, в которой зачата и рождена мысль – невероятная, внезапная, ошеломляющая, неоспоримая, как и он сам, – магия посвящённого. Господи, всё равно что мессия заговорил! 

Однажды я высказался, что своей книгой «Почтение к литературе» он выткал нарядный передник. Книгами, которые он написал позже, можно сказать, он вышил золотыми нитками покрывало – будет покрыт им, когда покинет он сей мир… 

Болгарин до мозга костей. Нетерпимый. Ужасный. Непрощающий. И в то же время добрый и милостивый. И не только пестрота жизни, но и мысли, восторженная сладость и месть жизни ему ясны. Он касается их обнажёнными нервами своего беспощадного дарования.
Боль его неистова. 

Он молчит. Стискивает зубы, скрежещет ими. Прижигает сигарету от сигареты. Слова, которые выдавливают обкуренные уста, стучат, словно кидает на стол пригоршню орехов: «Ну-ка усмехнись! Ну-ка повеселей!» 

Люблю этого поэта. Много времени просидели мы с ним по корчмам.
Молчали часами. 

Пили, но не для того, чтобы набулькаться. Ракия, белая, как гибель, – провозгласил другой поэт, его земляк. Пили без закуски. 

Огонь ракии опалял и сжигал душу. К концу выворачивали уже пустые карманы на последние сто грамм. И коль не оттаскивали, поднимались и расходились. Как корабли, которых натиск бури срывает с якоря и они двигаются прямо на неё.
В открытое море. Против жестоких глыб океана.

Никола РАДЕВ 

Из книги «Когда Господь ходил по земле»

Обсудить в группе Telegram

Никола Радев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS