Говорят, в журналистике трудно только первые полвека, в музыке – чуть дольше, а литература обрекает на пожизненный срок. Всё это в полной мере испытал на себе член трёх творческих Союзов России – писателей, композиторов и журналистов Борис Розенфельд. Выступая в любом из этих качеств, он завораживает читателей или переполненный зал кружевами слов, интригует малоизвестной и увлекательной фактурой из летописи целебного края Кавминвод, овеянных легендарными именами бывавших и творивших здесь поэтов, писателей, художников, музыкантов.
Перечень его титулов впечатляет, но активное участие в общественной жизни дополняет их ещё целым рядом высоких званий: дважды «Почётный гражданин» – Ставропольского края и города-курорта Кисловодска, «Заслуженный работник культуры РФ»… На сцене Розенфельд начинал с роли конферансье, навыки общения с залом пригодились. К любой творческой встрече он готовится тщательно, осмысливая каждый выход к публике, а потому всегда становится режиссёром триумфа.
В этом году весь мир торжественно отмечает 150-летие великого баса Фёдора Ивановича Шаляпина. А полвека назад после вдохновенных рассказов искусствоведа Б.М. Розенфельда о русском гении группа отдыхающих ветеранов партии обратилась в горком КПСС с жалобой на лектора, который славит «недобитого буржуя», чьё имя в те годы всё ещё находилось у нас под запретом. Предрешая судьбу Бориса Матвеевича, главный партийный орган Кисловодска переправил жалобу по месту его работы для принятия вполне ожидаемых мер.
И вдруг буквально на следующий день центральная газета «Правда» опубликовала обширную статью о великом басе в честь 100-летия со дня его рождения. После 40-летнего запрета имя Шаляпина триумфально вернулось в Россию, а Розенфельд продолжил свои творческие встречи на курорте, и прежде всего в кисловодском музее «Дача Шаляпина», где бережно хранят и приумножают светлую память о Маэстро. Именно курортная обитель муз представила энциклопедический труд Бориса Матвеевича «Шаляпин на Кавказе» на всероссийский конкурс, на котором автор был удостоен престижной историко-литературной премии «Александр Невский».
Но примечательные казусы словно преследовали людей и памятные адреса, которые были связаны с именем «недобитого буржуя» Вот и Государственный литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина» мог бы не появиться на карте прославленного курорта, потому что этот великолепный особняк, который в 1917 году арендовала семья Шаляпиных (последний адрес его проживания в Кисловодске), чуть было не снесли с лица земли. Оригинальное здание, похожее на сказочный терем с причудливыми башенками, построено по проекту первого архитектора города Кисловодска Эммануила Ходжаева. Оно и сегодня не затерялось в архитектурном ансамбле южной столицы здоровья, по-прежнему восхищая и радуя своей фантазией и красотой. Но хозяева здравницы не нашли лучшего применения этому санаторному корпусу, как расположить в нём рабочую столовую, затем столярную мастерскую, бухгалтерию, склад белья, а потом вообще «приговорили» усадьбу к сносу.
Чтобы спасти памятник истории и архитектуры, пришлось прибегнуть к рискованной мистификации. Искусствовед Борис Розенфельд и солидарные энтузиасты культуры отважились на «ложь во благо», сообщив, будто ангелоподобные купидоны в здании расписаны художником Коровиным, а камин якобы выложен по проекту Рериха. Ничего этого не было. Всё это нужно было придумать, чтобы сохранить чудный образец зодчества, гармонично вписанный в кисловодский ландшафт. Знаменитый особняк отреставрировали – и 35 лет назад здесь открылась курортная обитель муз «Дача Шаляпина». За последние полтора десятилетия музей пережил вторую молодость, а сплочённый творческий коллектив превратил его в признанный эпицентр культуры на Кавминводах.
– И триумфальные «Шаляпинские сезоны», и повседневную жизнь курортной обители муз, и всю кисловодскую культуру невозможно представить без активного участия именитого искусствоведа Бориса Матвеевича Розенфельда, который украшает любой творческий вечер, – подчёркивает директор музея, заслуженный работник культуры РФ Ольга Красникова.
Первые лучи восходящего солнца, словно отблески сказочной жар-птицы, принимает на себя двуглавый снежный великан Эльбрус, 5643-метровая вершина которого не знает равных себе в Европе. А рядом с Шат-горой, оцепеневшей в ледяном безмолвии, в нашем подсознательном, параллельном мире возвышается величественный Парнас седого Кавказа – незримый, овеянный легендарными именами поэтов и писателей, художников, музыкантов. Само время востребовало истинного летописца, чтобы дорогие сердцу имена сделать достоянием истории. Жребий пал на искусствоведа Бориса Розенфельда. В его творческом багаже два с лишним десятка документальных сборников, в которых он предстаёт энциклопедистом и глубоким знатоком культурной жизни седого Кавказа. Литературные труды Бориса Матвеевича воскрешают Парнас седого Кавказа, приобщая нас к чистым родникам духовности с именами живших и творивших здесь Шаляпина, Лермонтова, Ярошенко и других великих сынов России, его книги представляют собой своеобразный путеводитель по дорогим сердцу местам федеральных курортов. В то же время это и весомый вклад в местное краеведение, и яркие страницы культурного наследия, представляющие научную ценность.
На седом Кавказе искусствоведа Бориса Розенфельда называют ходячей энциклопедией. А потому он особенно желанный гость в музеях Кавминвод, и прежде всего в родном для него Государственном литературно-музыкальном музее «Дача Шаляпина». За многолетнюю активную деятельность по духовному возрождению России, развитию межкультурного диалога, большой вклад в миротворчество Б.М. Розенфельд удостоен высшей награды Международного общественного фонда «Российский фонд мира» – золотой медали «За миротворческую и благотворительную деятельность».
Как-то на отдыхе в Кисловодске редактор Большой советской энциклопедии заглянул однажды «на огонёк» в музей Розенфельда, который не преминул поинтересоваться у высокого гостя, почему в БСЭ до сих пор нет фамилии выдающегося музыканта, дирижёра и педагога, нашего земляка Василия Ильича Сафонова, которому рукоплескала Россия, Европа и Америка. Интеллигентный столичный гость, решив, видимо, что столкнулся с обычным провинциально-болезненным самомнением, предложил переквалифицировать неожиданный курортный «допрос» в московский опрос: если из пяти опрошенных авторитетов хотя бы трём знакома деятельность Сафонова, его имя появится в Энциклопедии. Импровизированный рейтинг превзошёл ожидания – все пятеро безоговорочно «признали» маэстро, и в следующем издании БСЭ оказалось незаслуженно забытое имя.
Далеко за пределами Ставрополья славился музей музыкальной и театральной культуры, который создавал при филармонии и 40 лет скрупулезно собирал для него уникальные документы Борис Розенфельд. Люди стремились в эту «именную» обитель, где Борис Матвеевич провёл 360 незабываемых «театральных суббот» с участием Лихачёва, Гамзатова, братьев Вайнеров, Эсамбаева, Жванецкого, Ростроповича… Музей был настолько известным, что его основатель по приглашению австрийского Института исследования творчества Штрауса выступал в Вене на знаменитых «Штраусовских чтениях», участвовал и в легендарных «Никитинских субботах» в Москве…
Чиновничий произвол выдворил заслуженного работника культуры РФ из созданного им приюта муз. Дружно протестующей общественности не удалось отстоять своего любимца. Доведённого до отчаяния Розенфельда встряхнул старый друг Михаил Танич: «Если ты сложишь руки, то тогда точно порадуешь негодяев», – отчеканил поэт.
На провокации временщиков у власти Борис Розенфельд ответил новыми книгами, в которых он предстаёт энциклопедистом и глубоким знатоком культурной жизни седого Кавказа. На творческих вечерах патриарх кисловодской культуры привычно встречает свой день рождения, его славное 90-летие «приурочено», разумеется, ко Дню музыки, 1 октября.
Внешне – тихий, застенчивый, улыбчивый, а внутри – сгустки идей и непримиримая ярость во имя справедливости, которые преображают его в принципиального публичного оратора с убедительной аргументацией, когда речь заходит о защите культурного наследия целебного региона. И пока такие совестливые, неравнодушные люди живут среди нас, всегда остаётся надежда, что былая слава ещё вернётся в южную столицу здоровья.
Год 90-летия Бориса Матвеевича ознаменован ещё целым рядом замечательных дат. Это и 150-летие любимого Шаляпина, и 35-летие музея с именем великого баса. Много лет Попечительский совет шаляпинского музея возглавлял выдающийся поэт Андрей Дементьев. Всего три недели не дожил он до своего 90-летия. Но поэт не ушёл от нас. Он шагнул в бессмертие. В июне ему исполнилось бы 95 лет. В августе славную 85-ю годовщину отметил активный член Попечительского совета «Дачи Шаляпина», заслуженный энергетик РФ, Герой труда Ставрополья Валерий Хнычев, а в День музыки 1 октября общественность Ставрополья поздравляет с 90-летием почётного гражданина края и города-курорта Б.М. Розенфельда. И есть, пожалуй, своя символика в том, что все эти юбилеи сошлись в один год, потому что эти имена и даты неразрывно связаны между собой. Потому что это родословная нашей памяти, это пласты нашей биографии, нашей духовности и нашей культуры, которая является стратегическим ресурсом России.