Книги, как и люди, живут и умирают. Все их можно разделить на живые и мёртвые. Книги живые обладают притяжением, магнетизмом, и магия, исходящая от них, заставляет нас брать их и не расставаться с ними. Совсем недавно вышла из печати такая магическая, изящная, загадочная книга, посвящённая шпалерам из музея Средневековья в Париже, – «Прекрасная Дама и Единорог». Её автор – Татьяна Соловьёва.
Таинственного единорога никто не видел, хотя его изображения в течение трёх тысячелетий удивляли регулярностью появления в гербах, таинственных знаках и на шпалерах.
Они являлись только прекрасным дамам. И этого вполне достаточно, чтобы поверить в существование единорогов и даже признать их нашими современниками.
И разве мы знаем, кто на самом деле живёт на нашей планете? О единорогах писали такие прекрасные поэты, как Николай Гумилёв, испанец Федерико Гарсиа Лорка и русский австриец Райнер Мария Рильке.
В напряжённой реальности Средневековья существовала обнажённая вертикаль между землёй и небом, человек свободно общался по ней с Богом, спутники в космосе ещё не летали, а космонавты не видели, сколь мала наша планета. И всё казалось больше: и мысли, и чувства… А может быть, мыслей и чувств действительно было больше, настолько, что некоторые из них мы сегодня просто не можем понять?.. Они для нас – загадки, их и стремится разгадать Татьяна Соловьёва в своей книге.
Серия из шести шпалер появилась в Клюни, в парижском музее Средневековья, усилиями писателя Проспера Мериме. Благодаря Жорж Санд шпалеры получили всемирную известность. Трудами русской писательницы Татьяны Соловьёвой «Прекрасная Дама и Единорог» появились в Санкт‑Петербурге, и мы можем приобщиться к их судьбе. А ведь нас с вами, уважаемый читатель, пять столетий отделяют от Дамы с Единорогом.
О чём же она размышляет? Не об окружающих её людях, а о человеческих чувствах. Автор книги располагает их в такой последовательности: осязание, вкус, зрение, обоняние, слух. Татьяна Соловьёва доказывает, что в последней – шестой – шпалере, которая называется «По одному моему желанию», прекрасная дама отказывается от мирской чувственной жизни, складывает драгоценности в ларец и предпочитает затвориться где‑нибудь в Пармской обители.
Один из современников дамы в конце XV века писал ещё об одном чувстве:
Ум светит тысячами глаз,
Любовь глядит одним,
Но нет любви – и гаснет жизнь,
И дни плывут, как дым.
У читателей есть выбор. Как и у прекрасной дамы с единорогом. Конечно, такую книгу могла написать только сама прекрасная дама. Это бесспорно. Душа ведь женщина…