Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

МАКЕ’

01 января 2007

СОБЫТИЕ

В знаменитом нью-йоркском Национальном клубе искусств (The National Arts Club), расположенном в одном из самых респектабельных районов города – Грэмерси, прошла выставка картин Марины Шариповой «Мечты о прошлом». МАКЕ – она избрала себе такой псевдоним в память о любимой бабушке-казашке и так подписала около ста своих американских работ. Когда разглядываешь картины молодой художницы, созданные в течение всего лишь одного-единственного года её жизни в США («Могу уже своими картинами заполнить музей»), возникает чёткое ощущение: она на крутом творческом взлёте, очень много обещает. Когда читаешь дневники молодой женщины, работавшей весь этот год одержимо, даже остервенело, с удивлением понимаешь: по какой-то причине она едва-едва удерживается на краю пропасти по имени «Смерть».

В Америку к знакомым Марина приехала в 1992 году почти спонтанно – ей нужно было как-то пережить закончившийся крахом тринадцатилетний брак и полностью изменить свою жизнь. А ещё её гнала мечта заниматься живописью каждый день, каждую минуту, а не от случая к случаю, как это было в годы её семейной жизни. Муж, тоже художник, приветствовал только её работу книжного иллюстратора, выбрасывал краски, рвал холсты. Любовь вступила в противоречие с неодолимой тягой к творчеству – это и стало единственной, но трагической причиной развода. Марина же чувствовала, что в её силах сделать значительно больше, чем пусть даже очень хорошие иллюстрации к романам Достоевского. В Америке реализовать мечту ей помогли случайно встретившиеся люди – настоятель украинской католической церкви и простой американский бизнесмен Джон Курилка, прихожанин этой церкви. На протяжении года они неустанно, трогательно и бескорыстно заботились о молодой художнице.

А через год МАКЕ умерла. В один непрекрасный день в мастерской в Сиракузах, где она тогда жила и работала, прямо рядом с картинами провалилась в сон да так и не проснулась. Позднее выяснилось: отравилась парами метанола, содержащимися в красках. Она писала по 14 часов в сутки, забывая себя, искренне не понимая, отчего болеет, отчего так слабеет. И сетовала в дневнике: «В первый раз я боюсь смерти, так как у меня есть цель, и если я не достигну её хоть на малую толику, то всё глупо и вся моя жизнь прошла впустую. (…) У меня столько мыслей и планов (…) Мне надо спешить…»

Цель была не из самых простых: Марина, дочь отца-казаха и русской мамы, выросшая в Москве и Алма-Ате, а следовательно, личность, впитавшая в себя обе культуры, стремилась стать первой казахской художницей, которая вошла бы в Историю и таким путём прославила бы казахский народ. Её американские картины – ярко-индивидуальные, порывистые, яростно-страстные и эротичные – несут в себе полифоническую информацию живописных навыков, приобретённых ею в Америке и сделавших из художницы Марины Шариповой МАКЕ.

Рассказывают, что однажды в нью-йоркском ресторане знакомый представил МАКЕ двум сотрудницам знаменитой Галереи Кастелли. Дамы поначалу заявили, что по горло уже сыты художниками-эмигрантами из России. Тогда МАКЕ показала им слайды своих картин. Пару недель спустя Галерея Кастелли приобрела сразу шесть работ «русской художницы».

Нынешняя выставка в Нью-Йорке, организованная при содействии Русско-американского культурного фонда, имела огромный успех. На вернисаже можно было увидеть посла Казахстана в США Эрлана Идрисова, постоянного представителя РФ в ООН Виталия Чуркина, президента Национального арт-клуба США Олдона Джемса, сенатора штата Нью-Йорк Карла Крюгера, активно ратующего за успешное «внедрение» в Нью-Йорке русского языка, и других гостей, широко известных в мире политики, искусства и бизнеса. Весной выставка картин пройдёт в Вашингтоне, после чего творения разлетятся по свету – родственники приняли решение продать часть работ МАКЕ.

У Марины Шариповой была сложная и красивая жизнь и столь же сложная и красивая смерть – именно о таких пишут романы и снимают кино. Кто-то скажет, что слово «красивый» весьма коварно – здесь так легко перейти грань, где начинаются банальность и пошлость. Но МАКЕ это никаким боком не коснётся, залог тому – высокий, ясный, изнутри исходящий свет всего того, что она оставила после себя.

Ирина ТОСУНЯН, собкор «ЛГ» в США

Обсудить в группе Telegram

Ирина Тосунян

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS