Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Махновая история

01 января 2007

СИТУЁВИНА NEXT
Будущее отечественного кинематографа светло и безоблачно. Во всяком случае, в части исторических фильмов и сериалов. Последних особенно. Что и продемонстрировал сериал «Девять жизней Нестора Махно». Последних серий фильма не видел, врать не буду, но как-то с трудом верится, чтобы, начиная с шестой-седьмой серии, кинематографическое нечто переросло в эпическое полотно об одной из ярчайших личностей русской революции.
Однако фильм получился. Такой вот парадокс. Потому что зацепил за живое, потому что, несмотря на все публичные заклинания о конце Гражданской войны, она в России не закончилась. Так же как не закончился ХХ век.
Хотя из ХХI таки насквозило. Практически все персонажи фильма разговаривают на языке MTV, словечки «типа», «ситуёвина», «реально» в равной мере украшают речь революционных матросов и белых офицеров. С офицерами особенно забавно. Представить себе хуторянина, говорящего дворянину: «Слышь, мужик!» – в реалиях 17-го года невозможно. Бог с ними, будем считать это лингвистической трансплантацией Яна Арлазорова в русскую историю XX столетия. Тем более что мова у них почти одна и та же.
Жаль только, что на этом фоне теряется убедительная актёрская работа Павла Деревянко. Но дело опять-таки не в этом – не в поспешности, затянутости и прочих недочётах. И даже не в том, что вместо популяризации истории получается её идиотизация. Дело в том, что зацепило. И не меня одного.

ПОДСКАЗКА ГЕНИЯ
екрет, видимо, в том, что сама фигура батьки Махно чрезвычайно притягательна. Так же как и та гуща русского крестьянства (без разделения на малороссов и великороссов) с его «стихийным анархизмом» (по Ленину), которая в фильме, несомненно, показана. Недаром наш национальный поэт чутьём гения именно в Махно увидел руководителя восставшего русского крестьянства. Я говорю о драматической поэме Есенина «Страна негодяев» и о главном герое этого произведения – руководителе повстанцев Номахе. И если с перевёртышем (Номах-Махно) в имени главного героя драмы всё понятно, то вопрос с названием самого произведения лично мне долго не давал покоя. Ну не мог Сергей Александрович свою сокровенную и по большому счёту единственную любовь – Россию – назвать страной негодяев. Геббельс мог. Какой-нибудь диссидент (как правило, несидент) мог. А Есенин нет.
И вот благодаря фильму перечитал это произведение (на мой взгляд, одно из наиболее значительных о крестьянской войне в большевистской России 20–30-х годов). Жаль, что авторы сценария и режиссёр, судя по всему, этого не сделали. Открыли бы для себя много нового.
Хотя бы из реплик есенинских комиссаров: «американца» Рассветова и «гражданина Веймара» Чекистова (неслучайны аналогии с «чартерным» пассажиром Троцким и «пломбированным» Лениным). 

Страна негодует на нас.
В стране ещё дикие нравы.
Здесь каждый Аким и Фанас
Бредит имперской славой.
Ещё не изжит вопрос,
Кто ляжет в борьбе из нас.
Честолюбивый росс
Отчизны своей не предаст.
Интернациональный дух
Прёт на его рожон.
Мужик если гневен не вслух,
То завтра придёт с ножом…
 

«Страна негодует на нас…» – вот откуда «Страна негодяев». Не негодных, а негодующих. Русское крестьянство, 7/8 населения России, обречённых на уничтожение и «перековку» чекистовыми и троцкими. Становятся понятны и слова Сталина, сказанные Черчиллю, что во время Сталинградской битвы он волновался меньше, чем в годы повсеместных крестьянских восстаний против власти большевиков. Становится понятным и то поразительное упорство, с которым противостояла русская деревня своему истреблению.
Это вам не цыплёнок жареный с горилкой и чёрными флагами. Увидеть в личной трагедии Махно трагедию крестьянской России – вот, пожалуй, единственная возможность достоверного исторического повествования о нём и о его времени. Осуществлённая с благожелательной подсказки гения.
Но это будет уже совсем другое кино. На другом ТВ. И в другой России. 

Алексей ШОРОХОВ

Обсудить на форуме

Обсудить в группе Telegram

Алексей Шорохов

Алексей Алексеевич Шорохов — современный русск... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS