«Макбет» в «Сибирском МХАТе»
В городе Новосибирске, который с полным на то основанием претендует на звание третьего театрального центра страны – хотя бы в силу простого арифметического количества сцен и трупп, не говоря уже о привезённых сюда «Золотых масках» и прочих знаках отличия, – завершившийся сезон прошёл под знаком «Макбета». В Новосибирском театре оперы и балета, являющимся предметом описания соседнего материала, подняли вес амбициозного по тамошней традиции международного проекта, зиждущегося что на трёх китах – на музыке одноимённой оперы Дж. Верди, на широкой славе постановщика Дм. Чернякова и на деятельном участии французских коллег.
В театре «Красный факел», известном также под неофициальным титулом «сибирский МХАТ», замахнулись на драматургический первоисточник – на трагедию Вильяма Шекспира. Почему – «замахнулись»? Нет, вы не подумайте – мы отнюдь не имели намерения поиронизировать, да и сам спектакль к тому решительно никаких оснований не даёт. Просто кровавая, сугубо «депрессивная» пьеса эта, как хорошо известно, не относится к числу – скажем мягко – любимых и востребованных. Ни в стане служителей Мельпомены, ни по другую сторону рампы. В особенности сегодня, в пору тотально превозобладавшего на театре желания развлекать и веселиться. Что нам Леди Макдуф вместе с её отпрыском?! Не желаем рыдать!..
О том, что за трагедией длинным шлейфом тянется в театральном мире весьма худая слава, – дескать, приносит она разные несчастья на головы людей, за неё взявшихся, – мы уже не говорим. Поскольку в «Факеле» данное суеверие презрели с особым залихватским бретёрством. Почти в самом начале спектакля в подмостки в прямом смысле слова вонзается обрушивающаяся откуда-то с колосников дюжина ножей (их, кажется, меньше, но уж позвольте употребить красивую метафору, поскольку эти остро заточенные кинжалы попадают точнёхонько в спину – и пресловутой опасливости, и изрядно замшелой «традиции»). Аттракцион выглядит со стороны родом опаснейшего безрассудства, хотя за кулисами меня уверили, что система, приводящая его в действие, в техническом плане сработана на уровне космическом. Мхатовское, пускай и региональное, звание обязывает…
Постановка решена и осуществлена вообще на зависть лихо. Во всех её компонентах – сценографическом, пластическом, музыкальном и т.д., но самое главное, в идейном – она современна, напориста, однако лишена при этом современной же хамоватости, легка, ан не легковесна, суггестивна, изобретательна, только не самой изобретательности ради. Ритуальное заклинание «наш современник Шекспир» общеизвестно, вот только алхимический процесс залития его куда как крепко выдержанного, роскошного вина в мехи актуальных форм и смыслов зачастую заканчивается то окислением, то иными технологическими бедами, включая разрыв мехов. В данном же случае мы имеем дело с «продуктом» стильным, наделённым, возможно, несколько излишне молодёжным – в духе инфантильного времени – задором (правда, «попадающим» вследствие своей искренности и истовости и в другие возрастные категории), внятным, переводящим эту старинную историю в плоскость сегодняшнего мироощущения, но при этом нисколько её не упрощающим.
Это достигается в значительной степени благодаря замечательному, неожиданному протагонисту – главный герой трагедии в исполнении Константина Телегина харизматечен, нервен, резок, неустанно приковывает к себе взгляд не только за счёт стати и темперамента, а также умным наполненным прочтением образа мучающегося «злодея», вызывающего вместе и ужас, и сострадание. Выразительна и эффектна Ирина Кривонос в роли Леди Макдуф. Да и все остальные «Маки», включая практически бессловесных, им вполне под стать.
Если вспомнить о двух главных понятиях, с коими ассоциируется в нашем сознании этот шотландский префикс, то новосибирский спектакль хочется всячески уподобить бренду «Макинтош» и, напротив, противопоставить торговой марке «Макдоналдс». Поскольку перед нами в данном случае «продукт» ни в коей мере не поточного производства, не конвейерный, сделанный безо всяких вредных добавок и искусственных красителей. А как уже было замечено, высокотехнологичный, стильный, с ясно ощущаемой задействованной при его создании рукотворностью и, как принято теперь говорить, «дружелюбный к пользователю».
Наверное, одна из причин подобной правильной ориентации заключена в том, что поставил этого «Макбета» совсем молодой человек. Недавний выпускник РАТИ – внимание! – двадцатичетырёхлетний Тимофей Кулябин. И он же, заметьте, осуществил постановку «Князя Игоря» в НГАТОБ – ту самую, о которой рассказывается в соседней рецензии. Что тут добавить? Налицо достойное свежее пополнение в изрядно поредевшем и как-то подрастерявшем себя в трудные годы российском режиссёрском корпусе. Крепко запоминаем, берём на хорошего размера заметку, а дальше – «будем посмотреть».