Вы не поверите, но «Литературную газету» читают не только снобы-интеллектуалы и каким-то чудом сохранившаяся интеллигенция, но и люди из совершенно других слоёв общества. Настоящим потрясением для меня стало чтение в Интернете дискуссии вокруг написанной мной рецензии на «Программу максимум» НТВ. Начал её… сам Глеб Пьяных, ведущий этой программы. От такой чести и голова закружиться может. Судите сами:
«Читал рецензию в «Литературной газете» и радовался. Жизнь идёт, а где-то ничего не меняется. Возмущённая общественность, на этот раз с автомобильно-дворянской фамилией Бестужева-Лада, как и 20, и 30, и 40 лет назад требует «пригвоздить к позорному столбу» и «спросить с соответствующих министерств и ведомств». (Публикуется с купюрами. Грязными и зелёными)».
Должна с удовлетворением отметить, что чувство юмора у господина Пьяных находится на очень высоком уровне. Смутило, правда, приписываемое мне требование «пригвоздить и спросить», но это, скорее всего, эмоциональные издержки – человек выдаёт своё желаемое за моё действительное.
Ещё больше смутило упоминание о купюрах. Я, наверное, действительно сильно отстала от жизни, потому что поначалу решила, что моя рецензия публикуется с купюрами, то есть не полностью. Слава богу, внук объяснил, что речь идёт о зелёной валюте. Но почему она грязная и кому её платят – так и осталось тайной. Возможно, это намёк на то, что мне «заказали» негативный отклик. Ах, если бы!
Другие участники дискуссии выражали разные мнения. Одним программа нравится, другим – нет. Например:
«Не согласен только с этим: «дурновкусие и непрофессионализм, которые выдаются за вершины тележурналистского мастерства». Вполне даже профессионализм, а вкус не дурной, а особый».
Всё верно, о вкусах не спорят, но есть и другие точки зрения:
«А я, к сожалению, согласен. Программа безвкусная, пошлая, крикливая. НТВ стал совершенно несмотрибельным каналом. Единственно, что радует, – это кулинарный поединок и квартирный вопрос, на этом НТВ для меня и заканчивается. Вот почему-то другие каналы, например Первый, тоже рассказывают периодически о проблемах, о происшествиях, но не выливают на зрителя миллионы снимков скрытыми камерами, не показывают мэра, облизывающего какую-то бабу в прайм-тайм, не показывают дефекацию какого-то мужика в ванной в «Чистосердечном признании», не показывают во весь экран, опять же в прайм-тайм, процесс повешения человека. Окститесь, деточки, каналу требуется скорая психологическая помощь».
Ответ господина Пьяных на эту реплику цитирую дословно (сохраняя орфографию автора в неприкосновенности и, конечно, без купюр!):
«А почему я должен Е› (это некая Светлана Бестужева-Лада) стесняться? Всё, что у неё есть, это громкая фамилия а я который год делаю продукт, который смотрят миллионы россиян. Пусть она удосужится посмотреть хотя бы один выпуск «русских сенсаций», чтобы что-то говорить. К тому же если человек упрекает нас в том, что мы снимаем на мобильный телефон, то это говорит о полном непонимании, что такое телевидение, и что такое эксклюзивная картинка. Все просто привыкли, что хороший ТВ-продукт редко живёт больше трёх сезонов. После этого его надо либо закрывать, либо кардинально перепрофилировать. Но пока программа несёт золотые яйца и по всем прогнозам future is bright (будущее прекрасно)».
Глубокоуважаемый Глеб, лично мне Вы ничего не должны. Это я у Вас в долгу за то, что Вы, наконец, разъяснили мне суть современного телевещания. Я-то по наивности до сих пор относила телевидение к одной из форм искусства, а оказалось, что это – производство некоего продукта, который после того как перестанет нести золотые яйца, то есть приносить прибыль, надо… правильно, «или закрывать, или кардинально перепрофилировать». Во что, правда, с трудом верится, поскольку почти все прайм-таймовые программы НТВ беспардонно таскают сюжеты друг у друга, перетасовывая их по мере необходимости. А закрывать… Вряд ли кто-то отважится совершить подобное харакири.
Один из участников дискуссии развивает «продуктовую» тему:
«В начале своего существования «Программа максимум» действительно была высококачественным интересным продуктом. Постепенно продукт стал портиться. Причём с одной стороны усох, а с другой – покрылся плесенью. «Оболочка» осталась прежней, такой же заманчивой и «вкусной». Сама программа, в частности сюжеты, уступает качеству анонсов. Браво копирайту!»
Из всего вышесказанного можно сделать два основных вывода. Первый – банальный: на вкус и цвет товарища нет. Кто-то разгребает навозную кучу в поисках жемчужного зерна и при должном старании его находит. Кто-то разгребает кучу жемчуга в поисках навоза и, представьте себе, тоже иногда добивается искомого. Каждому своё.
Второй – слегка эмоциональный. Если нет достаточно убедительных аргументов в защиту своей позиции, то не стоит оттачивать остроумие на именах и фамилиях. Помимо фамилии у меня есть образование, воспитание и сформировавшееся представление о том, что такое профессионализм, а что – чисто конъюнктурные устремления. Те самые, которые с купюрами, независимо от их цвета.