В Московской областной организации Союза художников России есть люди легендарные, чьи имена имеют несомненное историческое значение для нашей культурной реальности. Среди них лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Владимир Александрович Джанибеков. Он работает в области станковой и книжной графики, а также в различных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Его произведения находятся в Мемориальном музее космонавтики, многих других музеях и частных коллекциях России и мира. Основная тема его работ – космические пейзажи. И это закономерно: немногим художникам удалось увидеть Землю с непредставимой высоты.
Поединок
Всё лучшее в искусстве всегда пронизано личностью автора настолько, что зритель улавливает прежде всего эти незримые потоки частиц души художника и уже потом охватывает произведение в целом. Таков закон восприятия, ведь каждый из нас живёт на земле несколько «наособицу», и, когда мы сталкиваемся с энергетикой другого человека, в душе происходят малоизученные явления резонанса или отторжения. В унисон с самыми передовыми идеями начала XXI века звучат многие работы Джанибекова. Это и «Поединок», и «Преодоление пространства», и другие произведения.
В «Поединке» на первый план выходит идея борьбы (подчас невидимой) светлых и тёмных сил в душе человека, в обществе, на Земле, во Вселенной, в конце концов… Тема эта вечная и потому неисчерпаемая. Это тема литературы, искусства, всей жизни. И каждому независимо от того, какой крест несёт он, приходится выбирать, кому подчиняться и чему следовать. На картине Джанибекова видим взлетающий космический корабль в ореоле огня, из которого вдруг вырисовываются две фигуры – два коня в страстном поединке. Кони страшны в своём желании победить. Художник очертил возможность победы каждого. Это тот самый миг, когда силы равны, когда вот-вот наступит чей-то перевес. Но чей? Нет ответа. Космический корабль силой человеческой мысли преодолевает земное притяжение, и в его устремлённости вверх есть уверенность в победе сил светлых. Народный художник СССР А.К. Соколов в одном из интервью так говорит об авторе этой картины: «Есть среди космонавтов прекрасный художник Владимир Джанибеков. Правда, если я сторонник космического реализма, то он тяготеет к космическому символизму. На одной из его картин запечатлён момент старта ракеты, и мощные клубы огня и дыма завиваются в виде конских голов. Работа называется «Поединок». Дело в том, что мощность космического корабля «Восток», например, составляла миллион двести тысяч лошадиных сил. Вот эти «лошадиные силы» и ведут на картине отчаянный поединок с земным притяжением».
Опережая время
Твёрдость характера как фундамент будущих достижений сформировалась у нашего героя благодаря его собственным усилиям. Родился Владимир Джанибеков 13 мая 1942 года в посёлке Искандер Бостанлыкского района Южно-Казахстанской области Казахской ССР. Отец мальчика был начальником пожарной части, семья жила в гарнизоне. Володя рос нездоровым, страдал избыточным весом, во дворе над ним подсмеивались. Первые уроки рисования пятилетнему Володе давал его приятель второклассник Толик Рзянин, который к тому же мечтал стать лётчиком и заразил Володю своей мечтой. «До сих пор стоят перед глазами молодые усатые ребята-пожарные, – вспоминает Джанибеков, – которые дружно и звонко смеются, когда я им говорю о том, что хочу стать лётчиком!» Толик Рзянин сажал Володю рядом и учил его красиво писать буквы, рисовать тени возле букв. И незаметно для себя пятилетний ученик почувствовал вкус к рисованию, овладел карандашом, впервые ощутил вдохновенное стремление самовыразиться. Одновременно и читать выучился. Родители только удивлялись, как их сын свободно и с интересом читает газеты «Комсомолец Узбекистана», «Советский спорт», «Правда Востока». Значит, всё-таки вначале было рисование…
Одним из самых запоминающихся событий в жизни для Владимира Джанибекова стало поступление в Ташкентское суворовское училище. Поступить туда было не так просто, так как принимали в основном детей-сирот, которых тогда, в послевоенные годы, было великое множество. Но, учитывая успехи в учёбе и благодаря счастливой случайности, мальчика всё-таки приняли в Суворовское. Правда, первые два года он «тянул взвод назад» по спортивным достижениям. Зато участвовал во всех олимпиадах по математике, физике, да и учился на отлично. И здесь начался первый этап становления характера. Владимир в те годы, образно говоря, «сам себя сделал». Постепенно стал сильным, выносливым. Начал серьёзно заниматься спортом. Впоследствии стал рекордсменом по штанге среди юниоров, а позже – чемпионом Узбекистана в полутяжёлом весе среди юношей.
Тогда же он увлёкся астрономией. В Суворовском училище была прекрасная большая библиотека. В ней находились не только лучшие образцы художественной литературы всего мира, но и книги по искусству, истории науки. Владимиру попала в руки знаменитая «Оптика» Ньютона. С этого и началось серьёзное увлечение физикой и астрономией. Не один век человечеству кружили голову такие природные явления, как лазурь неба, синева моря, цвета радуги, северное сияние и другие красоты Земли. Мальчик уже успел заметить, как на всё это отзывалось искусство. Теперь голова кружилась оттого, что такие явления объясняет наука. Где уж тут страх перед сложными формулами и их неприступностью? Нет, нужно пройти через все испытания, лишь бы открылись заветные врата нового и неизведанного. Формировалась ещё одна черта характера будущего лётчика-космонавта – он всегда поднимется, выражаясь образно, на очередную ступеньку даже в том случае, если уберут лестницу. Ну как, скажите, в условиях казармы ухитриться сделать настоящий телескоп своими руками? Или суметь достать и самостоятельно отшлифовать для него зеркало, затратив на это около полугода? Или долго хранить под матрацем карту звёздного неба, а по ночам втайне от всех, даже близких друзей, забираться на крышу, чтобы наблюдать движение звёзд?..
Дорога в космос
В предисловии к тематическому календарю 2005 года В.А. Джанибеков пишет: «Глаз космонавта должен быть так же точен и остр, как зрение художника, ассоциативна память, тверда рука. Если техническая аппаратура снимает фактические параметры картин космоса, то художник-астронавт добавляет к ним эмоционально-образное, чувственное осмысление, и это делает наши знания о Вселенной более объёмными, полными». Пять космических полётов, в которых он участвовал, действительно сильно повлияли на философию его произведений. Нешуточное всё же дело – смотреть сквозь иллюминатор на плывущий в океанском просторе Вселенной наш маленький земной кораблик. Непростое дело – «встать над схваткой». Любить и верить, страдать и болеть, негодовать и сомневаться. Здесь нельзя не вспомнить его слова: «Сомневайся и верь! Этой формулы нет в учебниках, но без неё не решить ни одной задачи в жизни. Сомневайся, что все острова, звёзды и законы уже открыты. И верь, что тебе предстоит ещё многое сделать и открыть».
Наверное, так, сомневаясь, окончив Суворовское училище с отличием, он поступил сначала в Ленинградский университет на физический факультет. Легко сдал все вступительные экзамены, а английский язык знал настолько хорошо, что уже к октябрю сдал его за все пять курсов. Организовал парашютную секцию и проводил там всё свободное время. И однажды, стоя в одиночестве на заснеженном аэродроме, принял решение – уйти из университета. Приехал домой к родителям. Мама – в слёзы. Отец расстроен. Никто не хотел поддержать его стремление стать астролётчиком. Как раз в это время, 12 апреля 1961 года, в Черкесске, в родительском доме, он услышал по радио то, что подтвердило верность его решения. Дорога в космос проложена! Даже имени героя было не разобрать из-за плохого звука чёрного репродуктора. И только потом, когда и он, и все его друзья, буквально весь посёлок, ликуя, вышли на улицы, голос Левитана донёс до его слуха имя – Юрий Гагарин.
Несмотря на трудности при прохождении медкомиссии, всё-таки поступил в этом же году в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков. Там в свободное время рисовал весёлые стенгазеты с дружескими шаржами, серьёзно взялся за тушь и перо. Увлекался работами Кукрыниксов, Бидструпа. Поле для деятельности было большое, все «художества» были в основном в рамках советского патриотического искусства. Работал он и здесь горячо и с полной отдачей – брал небольшую кисточку и расписывал огромный задник для сцены. Это была для начинающего художника настоящая практика. «Боевой листок, например, выпускался чуть ли не каждый день, – вспоминает Владимир Александрович. – Ейское училище было сформировано на базе старого военно-морского училища с дореволюционными традициями. Библиотека была богатейшая. Таким собранием книг по изобразительному искусству может похвастаться разве что Строгановка! Книги были на разных языках, не только на русском. Четырёхметровые потолки, огромные стеллажи. На стремянку залезешь, сидишь наверху и читаешь…»
Полёты не во сне, а наяву
В 1965 году Владимир Александрович Джанибеков окончил с отличием Ейское авиационное училище. Несколько лет работал лётчиком-инструктором. Летали на Су-7, это была новейшая по тем временам техника. Работа, в общем, устраивала, нравилась. Но мечта о космосе не оставляла. И однажды свершилось – из 1200 человек, изъявивших желание вступить в отряд космонавтов, Герман Титов, возглавлявший комиссию, отобрал всего несколько. Среди счастливчиков оказался и Джанибеков.
Все сложнейшие испытания были пройдены, в том числе и психологические. Десять суток работы в сурдокамере – «комнате тишины» – выдерживал не всякий. Каждый день вскрывался пакет с заданием, которое надо было аккуратно выполнить, и никакого общения с внешним миром. А в минуты досуга Владимир Александрович брал карандаш и рисовал…
Первый полёт состоялся в 1978 году. Затем, спустя три года, Джанибеков поднялся в космос в качестве командира советско-монгольского экипажа, а через год – по советско-французской программе экспедиции посещения «Салют-7». Во время четвёртого полёта выходил в открытый космос. Самым сложным оказался пятый, когда в 1985 году Владимир Джанибеков и Виктор Савиных впервые выполнили стыковку с неуправляемой, неработоспособной станцией.
Всего несколько строчек – и жизнь человека, сумевшего «объять необъятное». Конечно, в космосе рисовать сложно (да и некогда). Но впечатления, полученные во время полётов, нельзя заменить ничем. Услышала я от Владимира Александровича замечательный рассказ о том, как он наблюдал, глядя на нашу Землю в иллюминатор, знаменитые космические «невероятности». Представьте, что в какой-то точке наблюдения на несколько секунд вдруг как бы приближаются и становятся отчётливо видны некоторые объекты – деревья, маленькие озёра, реки. Этот оптический эффект можно объяснить, конечно, неоднородностью атмосферы или ещё как-то, но даже здесь, на земле, слыша об этом, дух захватывает, а когда видишь своими глазами – это явление просто поражает. Или, к примеру, высокие светящиеся столбы, восходящие от поверхности планеты, да и много чего ещё…
Цветок с планеты № 3170
В это же время Владимир Джанибеков с рекомендациями Якова Шапиро и Таира Салахова вступает в Союз художников. Он делает многочисленные путевые зарисовки в Венгрии, Франции, Монголии, на Кубе, работает в области книжной графики. Вместе с художником Германом Комлевым готовит серию почтовых марок, посвящённых 20-летию первого полёта человека в космос. Тогда же созданы многие известные его картины – «Гагарин перед стартом», «Памяти космонавтов Добровольского, Пацаева и Волкова» и другие. Волнуют его и необъяснимо притягательные пейзажи Подмосковья, прикосновение к живому роднику детских воспоминаний.
И вместе с тем сама проблема освоения космического пространства решена в работах художника неоднозначно. В частности, картина «Встреча» напоминает об экологической опасности любых, даже самых необходимых вмешательств человека в окружающую природу. Здесь нам представлен момент приземления спускаемого аппарата, увиденный глазами случайно оказавшихся поблизости людей. Страшный грохот испугал девочку, и стоящая рядом пожилая женщина, заслонив внучку рукой, тревожно вглядывается в происходящее и словно бы говорит: «Не бойся – время покажет, кому всё это нужно». В картине передана встреча двух цивилизаций, двух миров. Вихревые воздушные потоки, запечатлённые на полотне как эмоциональные всплески, напоминают о непредсказуемости и многообразии штормов нашего времени. И научно-технические достижения занимают в этой круговерти не последнее место.
По приглашению Владимира Джанибекова мне удалось недавно побывать на конференции, которая состоялась в Институте философии РАН и была посвящена детищу профессора Л.Г. Сапогина – унитарной квантовой теории, открывающей возможности создания принципиально новых источников энергии. Владимир Александрович Джанибеков последнее время серьёзно занимается наукой, работает в области квантовой физики. «Я знаю этого человека почти сорок лет, – говорит академик РАЕН Л.Г. Сапогин. – В обсуждении самых разнообразных вопросов мировой физики, музыки, литературы, мировых проблем цивилизации мы «улетали» в наших разговорах так далеко, как очень редко удавалось даже в беседах с профессорами, академиками в области физики и математики». Здесь же, на конференции, узнала я ещё один потрясающий факт биографии художника-космонавта. Дело в том, что на базе нового подхода Льву Георгиевичу Сапогину удалось впервые рассчитать спектр масс элементарных частиц. В этом спектре есть самая тяжёлая частица. Она пока не открыта (хотя это открытие не за горами), но уже имеет собственное имя – частица «Джан». «Мы её так назвали, чтобы как-то отметить вклад Владимира Джанибекова в современную квантовую картину мира», – поясняет профессор Л.Г. Сапогин.
Есть где-то в необозримом просторе космоса малая планета № 3170. Она тоже носит имя космонавта. Я думаю, что и туда прилетают частицы «Джан». Ведь их во Вселенной великое множество. Быть может, как раз на той самой планете, носящей имя художника, и живёт Маленький принц, который каждый день поливает свой цветок…
Перефразируя известное высказывание, можно сказать, что человек есть то, о чём он мечтает. На вопрос «Снится ли вам космическое пространство?» Джанибеков только вздыхает в ответ. У него сейчас столько дел на Земле, что даже переворот в квантовой физике воспринимается как повседневная работа. Мы всё же будем надеяться на появление новых работ художника, а ещё – будем сомневаться и верить.