«Детский вопрос», в отличие от пресловутого «квартирного вопроса», грозил испортить не только москвичей. Но… родить ребёнка – не самая трудная часть этого вопроса. Число детей, играющих в песочницах, заметно растёт. И это хорошо. Но детей нужно ещё и воспитать…
У взрослых много проблем с детьми. У самих детей проблем ещё больше. Не хотите верить – посмотрите: каждую субботу в 10.00 на канале «Столица» выходят «Детские новости». Школьные учебники и школьная форма… Наркомания и пьянство… Бродяжничество и беспризорность… Права детей… Подросток на селе… Вот немногое из того, о чём говорят с нами юные тележурналисты и телеведущие. Да, эта программа делается не просто для детей. Она делается детьми. Ну, не только, конечно…
– Подростки на дорогах… Детские больницы… Темы можно продолжать практически бесконечно, – включилась в перечисление «детских» тем Инна Ермилова, известная и любимая многими телезрителями диктор и ведущая телевидения, ныне президент международной телекомпании «Полюс». – Это всё так называемые «проблемные» направления. Но сколько интересного и светлого происходит в жизни ребят! Мы ведь очень любим – и это, естественно, необходимо – копаться в проблемах. С чисто профессиональной точки зрения критические репортажи ярче, интереснее, легче в восприятии… Значит, и делать их значительно проще. Можно, подобно акынам, последовательно излагать информацию. А так называемый «положительный» опыт ещё помучаешься, придумывая, как преподнести. Мол, что такого интересного в очередном рассказе об очередном детском фестивале или конкурсе? Вот тут и вступает принцип: «не ЧТО, а КАК».
Телекомпания «Полюс» существует около пятнадцати лет. А вообще-то Инна Ермилова занимается детской темой ещё с советских времён:
– В конце восьмидесятых я была одной из первых ведущих программы «Утро» на 1-м канале, в телекомпании «Останкино». Тогда, став именно ведущими, а не дикторами, мы получили возможность говорить от себя, а не озвучивать написанные кем-то слова, каждый из нас стал делать авторскую десятиминутку. Я выбрала детскую тему. С тех пор не изменяю ей. Были новостные программы «Ступеньки» и «Короче говоря», документальные фильмы «Дети Чечни», «Дед Мороз», до сих пор идёт цикл «Москва – Победа» о совместных поездках ветеранов и ребят из детских общественных организаций. Теперь вот – «Детские новости». Аналогов нашим программам, которые делаются не просто для детей, а с их полноправным участием, на центральном телевидении нет. В регионах есть несколько подобных передач. Знаю об этом, потому что, когда ещё выходила «Сорока», к нам приезжали коллеги из других городов за консультациями. Но всё равно – это капля в море. Так что про детское телевидение мы знаем всё. Вернее – про его отсутствие…
Действительно, парадокс: уже несколько лет Инна и Алексей Ермиловы не могут «пробить» полезный и важный проект – детский канал. Показывая мне презентационный ролик, в котором творческая группа рассказывала, каким видит свой канал, Инна с горечью прокомментировала:
– Мы делали этот ролик несколько лет назад. Идею юношеского телевидения подсказали сами ребята, предложили: «Давайте будем делать передачи и для подростков. Пусть там будут не только новости, но и тематические передачи, спортивные, музыкальные и всякие другие». «Но ведь для этого нужен целый канал…» – сказала я. «Ну и что? Давайте создадим канал…»
Давайте создадим… Как в юности всё просто! Однако мы начали разрабатывать проект. Хочется сделать канал принципиально новый не только по содержанию, но и по форме, по организации производства. Что это значит? Сейчас на всех «кнопках» вещание идёт по принципу приобретения программ. Каналы не производят продукт, а покупают его. А значит, имеют весьма ограниченные возможности влиять на качество продукции. Не говоря уже о её разностильности. Мы будем давать в эфир только свои передачи. У нас для этого есть силы. Есть талантливые молодые журналисты и режиссёры.
А тематически… Мы будем говорить обо всём, что волнует сверстников нашей творческой группы – ребят и подростков. Будем говорить о политических событиях, государственных проблемах… Не думайте, что нашим зрителям ещё рано о них думать. Отнюдь. Постараемся поддержать российскую детскую киноиндустрию. Много планируется познавательных, образовательных программ. Только они ни в коем случае не будут повторять школьные уроки. В «портфеле» нашей редакции много адресов молодых талантов: юных учёных, изобретателей, экономистов, музыкантов, поэтов, художников, спортсменов… В общем, есть о ком говорить.
В сетке вещания предусмотрены и передачи, прямо адресованные ребятам из малообеспеченных семей, детских домов и интернатов.
Мы будем бороться с подростковой преступностью, наркоманией, беспризорностью. Будем выступать против влияния агрессивных сект.
Делать программы должны сверстники зрителей. Представляете, какой поток новой молодой энергии будет вливаться в нашу журналистику! Мы сумеем вырастить целую плеяду профессиональных, честных журналистов…
Жаль только, что те ребята, которые продумывали вместе с нами концепцию нового канала, уже успели вырасти. Стали «мэтрами» и «зубрами».
«Только, чур, не обижаться», «Знает, а спрашивает», «Никакого потом», «Маша + Витя = репортаж», «Режем – клеим»… Это названия нескольких глав пособия для начинающих репортёров, написанного Алексеем Ермиловым.
– Честно говоря, я устал два раза в год повторять одно и то же, – объяснил причину написания учебника Алексей. – Десять лет назад решил написать всё, что говорю. Так, не поверите, книжку в нашем останкинском киоске стали раскупать… взрослые. На факультете журналистики МГУ прекрасная теоретическая база, а вот с практическими методическими пособиями – большая проблема. А я писал для детей. Максимально просто и доступно. Вот здоровые лбы – журфаковские студенты, которых полным полно в Останкино, это и оценили. Пришлось для детей «заначки» делать. Мне же ведь с ними надо работать…
Вместе с творческой бригадой «Детских новостей» я сидела в их монтажной.
…Очень серьёзный молодой человек лет девяти из Нижневартовска рассуждает о том, почему он любит только классическую музыку: «Под ту, другую, музыку мы просто танцуем на дискотеках, а эта заставляет нас думать…» Сразу после этих слов монтажёр, под руководством режиссёра, накладывает звук – выступление фортепьянного дуэта. И тут же – гневная реплика Алексея:
– Как можно было поехать на фестиваль в Суздаль и не снять ни одного городского плана! Ведь этот город – сказка! Они бы так украсили сюжет.
– Репортёры-то у нас – тоже дети. Вот одних отпустили в командировку, – пояснила ситуацию Инна, – они и наделали ошибок… В понедельник на летучке будем разбираться.
Но все эти возмущения были какими-то… не страшными. Не взрослыми. Хотя и вполне серьёзными. И все улыбнулись… Несмотря на то, что вынуждены были из-за этой ошибки «задержаться» на рабочем месте до… половины первого ночи…
Ну, так что же со временем?! Неужели оно ещё не пришло для детского канала? Да нет, сегодня, думаю, никто такого не скажет. Нынче этот проект очень хорошо ложится на президентскую программу «Дети России». Но есть и другая проблема. Инна и Алексей Ермиловы не участвуют в бегах по кабинетам чиновников со своими предложениями. Инна отдаёт себе отчёт в том, что её узнаваемое лицо, лицо любимой телеведущей, поможет открыть двери многих кабинетов. Она бы, может быть, и воспользовалась этим для благого дела. Но только некогда. Ведь от неё зависит, скажут ли её подопечные в ближайшее субботнее утро миллионам ребят: «Здравствуйте, в эфире «Детские новости»…»
А в результате может получиться так, что через некоторое время, нажав на кнопку телевизионного пульта, мы увидим логотип нового детского канала. Канала, который будут делать люди, ничего не понимающие в специфике детского телевидения. На котором «дрессированные» дети неестественными голосами будут отвечать на вопросы скучающих взрослых, понятия не имеющих, о чём бы ещё спросить этих маленьких инопланетян. С планеты, которую большинство из нас уже покинуло. Кто-то – навсегда, а кто-то, как Алексей и Инна Ермиловы, оставив в кармане проездной билет. На всякий нужный случай. И билет этот затёрт почти до дыр. От частого употребления…
Так неужели найдутся люди на нашем телевидении, которым под силу будет делать детский канал лучше, чем они?
P.S. И, как положено, говоря о двух новостях – одной хорошей, другой не очень, мы начнём с той, которая безоговорочно радует. 1 сентября, в День знаний, стартовал долгожданный детский канал. Назван он очень симпатично: «Бибигон». Вторая новость, вернее, углубление в первую, несколько разочаровывает. В эфирной сетке доступных метровых и дециметровых каналов прибавления не случилось. «Бибигон» растёт из тел трёх «кнопок» – РТР, «Культура» и «Спорт». Так что честнее при таком графике выхода было бы называть «Бибигон» детской редакцией, а не детским каналом. А полная версия канала – 19 часов вещания в сутки – выходит на «НТВ Плюс». То есть, опять, мягко говоря, не для всех…
А что на нашем телевидении сегодня есть именно для ВСЕХ детей?.. Да, в общем-то, как и было – ничего. Хотя Москва имеет очень интересный опыт производства телепрограмм для детей силами самих же детей. Под чутким руководством взрослых, конечно…
Искренне надеюсь, что «Бибигон» не останется просто декларацией, сумеет в конце концов дорасти до настоящего общенародного детского канала.