В начале ноября в Доме-музее К. С. Станиславского прошли премьерные показы необычного музыкального спектакля, основанного на восточной, японской мифологии. Режиссер-постановщик и автор пьесы «Удивительная флейта Тосиро» Роман Акимов оставил в заглавии своей удивительной сценической саги только имя главного героя — Тосиро.
Почему вдруг Япония расположилась в знаменитом особняке в центре Москвы? Какая связь двух культур? Оказывается, все неслучайно. В начале творческого пути К. Станиславский в своем домашнем театре, так называемом Алексеевском кружке, ставил оперу композитора Артура Салливана и либреттиста Уильяма Гилберта «Микадо». В процессе постановки Константин Сергеевич превратил подмосковную усадьбу Любимовка в миниатюрную Японию. Кстати, те костюмы сохранены, и их можно увидеть на выставке экспонатов Музея МХАТ, организованной в доме-музее К. С. Станиславского в Леонтьевском переулке, 6.
Что меня удивило в этом спектакле? Наверное, ход. Нетривиальный, отчасти ироничный, ход с подтекстами и парадоксами. «Тосиро» — история про бедного молодого крестьянина с чудесной душой и добрым сердцем, который помогает жителям деревни, странникам, отдавая порой им последние крохи. Вдобавок он прекрасно играет на своей флейте, сочиняет мелодии, радуя окружающих чарующими нежными звуками. Но у музыканта есть одна «беда», по мнению окружающих, — он не женат. Сердобольные соседки искренне желают ему найти невесту. И вот однажды в его дом является Божественный Император Солнечной страны с предложением стать достойным супругом для дочери. Йоко, ее изысканно и изящно играет Нини Леманн, на самом деле пленительна. Но злой Князь в темпераментном исполнении Татьяны Мироновой вознамерился отнять красавицу у флейтиста. Вот здесь и начинаются все приключения и превращения.
Самое поразительное, что главного героя играет Анна Никишина — актриса очень маленького роста и далеко не юного возраста, и этот визуальный парадокс, безусловно, вначале приводит в изумление. Но постепенно забываешь обо всех оптических нюансах, и вопросы отпадают сами собой, настолько Анна естественна, искренна в своей роли. Ее существование построено, скорее, на внутреннем контрасте, чем внешнем, этим главный герой и отличается от окружающих. Тосиро, человек не просто великой доброты, но и небывалой храбрости, побеждает демонов, спасает свою прекрасную супругу и добивается для родной деревни всяческих льгот и благ.
Спектакль сам многожанровый, задействованы даже куклы, и приглашенный режиссер из театра кукол Елизавета Гордеева проводила дополнительные занятия с артистами по логичному существованию их в этой непростой природе. На протяжении всего спектакля звучит живая музыка на старинных японских инструментах (кото, сямисэн, сякухати, тайко) в исполнении коллектива Wa-On под управлением руководителя Управления международного сотрудничества Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Маргариты Каратыгиной. Уроки игры на флейте Анне давал заслуженный артист РФ Олег Сергеев.
А учитывая, что постановка вся основана на пластике, притом на движении, близком к японской традиции, которая порой сродни космической невесомости и этакому «внутреннему танцу», балетмейстер Елизавета Матвиевич сплела искусное кружево.
16 актеров органично слились в едином ансамбле. И каждый герой и персонаж существовал на своем внутреннем уровне. Ворону Артема Маслихова отчасти присущ птичий ритм. Императору Солнца Ирине Ратниковой свойственна именно величественная осанка. Болтливая старуха Светланы Брейкиной и Ямауба Алены Павловой вносили в действие своей трескотней бытовую шумиху, суету. Три Демона (Валентина Шульга, Роберт Ярошевский, Софья Тимкович), Самурай (Дарья Бурмистрова), Пчела (Елизавета Матвиевич) и Тени (Матвей Алкалаев, Амина Полякова, Ольга Никаншина) помогали создавать нужную атмосферу.
Фото: Вероника Варенцова
Все пьесы Романа Акимова пронизаны болью за маленького человека и ребенка и в то же время показывают силу духа, которая заключается в истинной доброте простых людей. Вот и эта история не просто сказка о бесстрашном музыканте. С одной стороны, она напоминает, что есть божественная сила, держащая нашу планету (светящиеся шары в руках героев красиво говорят о высшем). А с другой — не острый меч, подаренный Тосиро Императором Солнца, приносит ему победу, а именно храброе бескорыстное сердце.
Нельзя не отметить замечательные костюмы Ольги Степановой, их особая цветовая гамма — от неброских оттенков до изысканного черного — рождает особый эмоциональный настрой. У меня возникало ощущение, что спектакль словно выводится тонким письмом, стильным, элегантным орнаментом. И я понимаю, как все сложно было сделать, так как сказка игралась в зале, по сути, в большой комнате, где зритель сидел к актеру вплотную. Но создатели этого чуда смогли соединить скрипящие половицы старинного московского дома с японским мифом, сказкой о доброте и красоте человеческой души. Ведь Душа не знает границ, летает и приземляется там, где ей вздумается.
На поклонах актер Артем Маслихов вынес портрет театрального вождя-реформатора — получилось что-то вроде высшего благословения…
В 2023 году большая семья МХАТа празднует тройной юбилей: 125-летие самого театра, 100-летие Музея МХАТ и 80-летие его Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко. Конечно, спектакль стал возможен во многом благодаря директору Музея МХАТ Софье Грачевой.
Понятно, что и театральные острословы не дремлют и уже в шутку назвали произошедшее событие «художественным подпольем». А что остается делать, когда основной гигант-именинник дремлет и юбилейные торжества отличаются «скромностью», незатейливостью.