Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 ноября 2023 г.
Культура

Маленькая Япония в Доме Станиславского

09 ноября 2023
Фото: Вероника Варенцова

В начале ноября в Доме-музее К. С. Станиславского прошли премьерные показы необычного музыкального спектакля, основанного на восточной, японской мифологии. Режиссер-постановщик и автор пьесы «Удивительная флейта Тосиро» Роман Акимов оставил в заглавии своей удивительной сценической саги только имя главного героя — Тосиро.

Почему вдруг Япония расположилась в знаменитом особняке в центре Москвы? Какая связь двух культур? Оказывается, все неслучайно. В начале творческого пути К. Станиславский в своем домашнем театре, так называемом Алексеевском кружке, ставил оперу композитора Артура Салливана и либреттиста Уильяма Гилберта «Микадо». В процессе постановки Константин Сергеевич превратил подмосковную усадьбу Любимовка в миниатюрную Японию. Кстати, те костюмы сохранены, и их можно увидеть на выставке экспонатов Музея МХАТ, организованной в доме-музее К. С. Станиславского в Леонтьевском переулке, 6.

Что меня удивило в этом спектакле? Наверное, ход. Нетривиальный, отчасти ироничный, ход с подтекстами и парадоксами. «Тосиро» — история про бедного молодого крестьянина с чудесной душой и добрым сердцем, который помогает жителям деревни, странникам, отдавая порой им последние крохи. Вдобавок он прекрасно играет на своей флейте, сочиняет мелодии, радуя окружающих чарующими нежными звуками. Но у музыканта есть одна «беда», по мнению окружающих, — он не женат. Сердобольные соседки искренне желают ему найти невесту. И вот однажды в его дом является Божественный Император Солнечной страны с предложением стать достойным супругом для дочери. Йоко, ее изысканно и изящно играет Нини Леманн, на самом деле пленительна. Но злой Князь в темпераментном исполнении Татьяны Мироновой вознамерился отнять красавицу у флейтиста. Вот здесь и начинаются все приключения и превращения.

Фото: Вероника Варенцова

Самое поразительное, что главного героя играет Анна Никишина — актриса очень маленького роста и далеко не юного возраста, и этот визуальный парадокс, безусловно, вначале приводит в изумление. Но постепенно забываешь обо всех оптических нюансах, и вопросы отпадают сами собой, настолько Анна естественна, искренна в своей роли. Ее существование построено, скорее, на внутреннем контрасте, чем внешнем, этим главный герой и отличается от окружающих. Тосиро, человек не просто великой доброты, но и небывалой храбрости, побеждает демонов, спасает свою прекрасную супругу и добивается для родной деревни всяческих льгот и благ.

Спектакль сам многожанровый, задействованы даже куклы, и приглашенный режиссер из театра кукол Елизавета Гордеева проводила дополнительные занятия с артистами по логичному существованию их в этой непростой природе. На протяжении всего спектакля звучит живая музыка на старинных японских инструментах (кото, сямисэн, сякухати, тайко) в исполнении коллектива Wa-On под управлением руководителя Управления международного сотрудничества Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Маргариты Каратыгиной. Уроки игры на флейте Анне давал заслуженный артист РФ Олег Сергеев.

А учитывая, что постановка вся основана на пластике, притом на движении, близком к японской традиции, которая порой сродни космической невесомости и этакому «внутреннему танцу», балетмейстер Елизавета Матвиевич сплела искусное кружево.

16 актеров органично слились в едином ансамбле. И каждый герой и персонаж существовал на своем внутреннем уровне. Ворону Артема Маслихова отчасти присущ птичий ритм. Императору Солнца Ирине Ратниковой свойственна именно величественная осанка. Болтливая старуха Светланы Брейкиной и Ямауба Алены Павловой вносили в действие своей трескотней бытовую шумиху, суету. Три Демона (Валентина Шульга, Роберт Ярошевский, Софья Тимкович), Самурай (Дарья Бурмистрова), Пчела (Елизавета Матвиевич) и Тени (Матвей Алкалаев, Амина Полякова, Ольга Никаншина) помогали создавать нужную атмосферу.

Фото: Вероника Варенцова


Все пьесы Романа Акимова пронизаны болью за маленького человека и ребенка и в то же время показывают силу духа, которая заключается в истинной доброте простых людей. Вот и эта история не просто сказка о бесстрашном музыканте. С одной стороны, она напоминает, что есть божественная сила, держащая нашу планету (светящиеся шары в руках героев красиво говорят о высшем). А с другой — не острый меч, подаренный Тосиро Императором Солнца, приносит ему победу, а именно храброе бескорыстное сердце.

Нельзя не отметить замечательные костюмы Ольги Степановой, их особая цветовая гамма — от неброских оттенков до изысканного черного — рождает особый эмоциональный настрой. У меня возникало ощущение, что спектакль словно выводится тонким письмом, стильным, элегантным орнаментом. И я понимаю, как все сложно было сделать, так как сказка игралась в зале, по сути, в большой комнате, где зритель сидел к актеру вплотную. Но создатели этого чуда смогли соединить скрипящие половицы старинного московского дома с японским мифом, сказкой о доброте и красоте человеческой души. Ведь Душа не знает границ, летает и приземляется там, где ей вздумается.

На поклонах актер Артем Маслихов вынес портрет театрального вождя-реформатора — получилось что-то вроде высшего благословения…

В 2023 году большая семья МХАТа празднует тройной юбилей: 125-летие самого театра, 100-летие Музея МХАТ и 80-летие его Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко. Конечно, спектакль стал возможен во многом благодаря директору Музея МХАТ Софье Грачевой.

Понятно, что и театральные острословы не дремлют и уже в шутку назвали произошедшее событие «художественным подпольем». А что остается делать, когда основной гигант-именинник дремлет и юбилейные торжества отличаются «скромностью», незатейливостью.

Тэги: Театр
Обсудить в группе Telegram

Александр Геннадьев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS