Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 сентября 2018 г.
  4. № 38 (6659) (18.09.2018)
Общество

Мало было крыльев стрекозы

И над памятной доской Анненскому злой рок витает

18 сентября 2018
Памятная доска косноязычия не выдержала

Недоумеваю, дорогая редакция

Москвич в первом поколении, я прежде был ленинградцем и – с 1949 года – царско­сёлом. Наезжая ежегодно в «мой город, знакомый до слёз», не могу преодолеть чувство горестного недоумения, глядя на мемориальную доску, посвящённую И.Ф. Анненскому, на фасаде северного флигеля бывшей Николаевской гимназии.

По непонятным мотивам скульптор (В. Зайко) отступил от исторически сложившейся композиции такого рода мемориалов, водрузив на стену, один под другим, сразу четыре пространственно разделённых элемента. Ниже бронзового барельефа поэта расположен бронзовый же прихотливый растительный орнамент, ещё ниже – собственно гранитная мемориальная доска, напоминающая крышку концертного рояля, так что при взгляде издалека возникает мысль о том, что здесь увековечена память какого-то музыканта.

Завершает композицию подвешенная ниже доски бронзовая отливка – стилизованное изображение лиры в обрамлении чего-то непонятного (цветы? лента?). Шрифт, использованный для надписи, напоминает полуустав XVII века, что создаёт стилистический диссонанс с прочими элементами композиции, тяготеющей к модерну. В целом художественное решение мемориала, прихотливое и вычурное, вызывающее в памяти скандально известный бюст Анненского (скульптор А. Бурганов) с крыльями стрекозы и лебедем-змеёй, по-моему, мало соответствует характеру автора «Тихих песен».

Но не столько огорчает меня изобразительная часть мемориала, сколько сам текст мемориальной доски:


В этом доме

с 1896 по 1905 год

жил и служил

Императорской

Николаевской

Царскосельской гимназии

поэт

Иннокентий

Фёдорович

Анненский


Констатирую здесь две языковых ошибки: одну – стилистическую, другую – семантическую. Во-первых, служить можно, например, Царю и Отечеству, Советскому Cоюзу, но не гимназии. Допускаю, что природа этой ошибки не лексическая. Возможно, здесь просто пропущен предлог в – служил в гимназии, а не гимназии. Во-вторых, непонятно, где же находилась та гимназия, которой служил (или в которой служил) И. Анненский: жить он мог «в этом доме», а «служить» где-то в ином месте. И ещё: слова «Императорской» и «Царскосельской» избыточны: эпитет «Николаевской» и означает, по существу, то же самое, что и «Императорской». В Царском Селе и не могло быть никакой иной гимназии, кроме царскосельской территориальной принадлежности.

Единственное обстоятельство, отчасти искупающее отмеченные недостатки мемориала, – это то, что находится он на высоте, приблизительно пяти метров, а до стены, на которой он висит, от ближайшей к нему доступной точки обзора около 20 метров, и надо обладать соколиной остротой зрения, чтобы при этих условиях прочитать надпись и оценить пластические красоты бронзовых элементов.

Замечу, к слову, что эта доска, установленная в 2013 году, – не первая. Первую установили в 2009 году, но при ремонте здания она упала и разбилась. Надпись на той первой доске была несколько иной:


В этом доме

с 1896 по 1905 год

жил и работал
в  Императорской

Николаевской

Царскосельской гимназии

поэт

Иннокентий Фёдорович

Анненский

Прочитав эту надпись, остаёшься в неведении, где же именно та гимназия, в которой работал И. Анненский. Загадкой остаётся и то, кем же он «работал» в гимназии. Может быть, ночным сторожем? Или полотёром? Допускать ошибки не похвально и в личном письме, но писать с ошибками золотом на граните, обращаясь не к приятелю, но к городу и миру, и не где-нибудь в глухой провинции, а в российской «культурной столице», в самом сакральном её сегменте – Царском Селе – это выше моего понимания...

Создаётся впечатление, что над простенком между окнами служебной квартиры Анненского тяготеет злой рок: появляется доска с косноязычной надписью, рядом с ней возникает бюст Анненского с крыльями стрекозы и лебедем-змеёй, бюст исчезает, доска падает и разбивается, её сменяет другая доска и тоже с косноязычной надписью…

Ждём продолжение? И если оно последует, то беру на себя смелость предложить свой вариант текста, свободного, надеюсь, от ошибок:


Здесь, в здании
бывшей

Николаевской
гимназии,

с 1896 по 1905 год жил

её директор

и преподаватель

поэт

Иннокентий
Анненский


И ещё предложил бы убрать ту часть забора с острыми пиками, которая не даёт возможность приблизиться к мемориалу на расстояние наилучшего зрения.

Олег Фишер

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сила притяжения

    11.07.2025
  • У Плещеева озера

    10.07.2025
  • Убаюканные реальностью

    09.07.2025
  • По тупиковому пути

    03.07.2025
  • Позывной Апостол

    02.07.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS