О проблемах нашего малого бизнеса «ЛГ» беседует с лидером общероссийского движения «Развитие предпринимательства», депутатом Госдумы Иваном ГРАЧЁВЫМ
– В последнее время у нас на самом высоком властном уровне говорят (впрочем, далеко не в первый раз) о необходимости развития малого бизнеса в стране. Вам видны какие-то обнадёживающие импульсы в этом плане?
– С 1993 года, с тех пор, как приняли закон о поддержке малого предпринимательства, каких-то существенных изменений в его судьбе, считаю, не произошло. Тогда предпринимателей, подпадавших под действие этого закона, было около миллиона. Сейчас их, если не вдаваться в терминологические, узко-критериальные подробности, примерно столько же. Налоговый пресс на предпринимателей, не имеющих особых преференций, в России в два раза больше нормального, позволяющего динамично продвигать бизнес. Собираемые налоги примерно равны половине стоимости ВВП (а по некоторым оценкам, даже больше). Для развитых, а тем более развивающихся стран такое налоговое бремя, ложащееся на плечи бизнеса, явно чрезмерно. Например, в зонах интенсивного экономического роста Китая этот показатель в своё время не превышал 12%.
У наших малых предпринимателей нет никаких льгот, если не считать за таковые упрощённую систему налогообложения. Справедливости ради отметим: кто на «упрощёнку» перешёл, тот работает более или менее нормально. Остальные из-за слишком больших налогов «чувствуют себя» плохо. И это, в свою очередь, подпитывает теневую экономику, обороты которой если и не растут, то остаются стабильно высокими. Нужны кардинальные изменения в нашей налоговой системе, особенно в пользу малых предприятий.
Вторая ключевая проблема – асимметрия во взаимоотношениях предпринимателей и чиновников. Весь свод российских законов «дарует» обязанности первым, а права – вторым. Вроде и стали у нас говорить, что неплохо бы рублём наказывать чиновников, мешающих работать отечественному бизнесу, однако фактически и юридически эти разговоры ничем не подкрепляются.
Малых предпринимателей безжалостно гонят с арендуемых ими площадей, лишают их маленьких лавочек. Уже и из подвалов стали выдворять. Необходим чёткий внятный закон, гарантирующий сохранение за этими людьми недвижимости. Но с его принятием федеральные власти отнюдь не торопятся. Предлагают взамен какие-то куцые законодательные «огрызки». Либо имитируют передачу законотворческих полномочий на уровень регионов. Это ведёт к тому, что изгнания предпринимателей с насиженных мест-точек становятся всё более массовыми и повсеместными.
Короче говоря, и в стратегической перспективе, и в плане решения текущих, «тактических» проблем пока не просматривается, за счёт чего малый бизнес будет в России развиваться.
– Что нужно предпринимателям от власти сегодня?
– Прежде всего надо шире распространить и усовершенствовать систему упрощённого налогообложения, выгодного большинству предпринимателей. Ещё одно преимущество этой системы – возможность свободного для налогоплательщика отказа от неё. Также необходимо твёрдо гарантировать всем добросовестным предпринимателям право на длительную аренду занимаемых ими помещений и полезных площадей, причём за разумную плату, без резких скачков арендных платежей.
Требуется полноценная, эффективная налоговая реформа. Ведь не только нефтяникам необходим режим наибольшего благоприятствования, но и всем гражданам, приносящим реальную пользу обществу и государству.
В отношении чиновников, всячески препятствующих свободному, созидательному труду, ущемляющих интересы предпринимателей, надо чётко прописать в законодательстве меры материальной ответственности. Нарушил чиновник какую-то процедуру или права гражданина – плати из своего кармана...
– Похоже, что реальный, высокопроизводительный сектор экономики и российский малый бизнес сегодня – две вещи несовместные... Малое предпринимательство охватывает в основном лишь торговлю, сферу услуг, практически не внедряясь в производство товаров и современных технологий.
– Это так. Малые предприятия по-прежнему остаются на периферии бизнеса. Как изменить такое положение? Только созданием преференционных условий. Надо перестать говорить, что у нас, мол, все и во всём равны. Этот не тот случай. Крупнейшие фирмы вроде «Газпрома» и маленькие предприятия, разумеется, не могут конкурировать на равных. Последним необходимо предоставить существенные налоговые послабления.
Возьмите индусов. Они своим офшорным программистским структурам, фирмам, занимающимся в сфере высоких технологий, дали весьма значительные налоговые преференции. Похожие примеры характерны и для Ирландии, и для других стран с развитой и развивающейся экономикой.
А вот пример несколько другого свойства. Почему в Италии сохранились малые предприятия ремесленников или тех же торговцев? Потому, что в крупных городах там нельзя ничего строить – ни супермаркетов, ни других подобных комплексов. Зато можно размещать свой товар в старых лавках, что, конечно же, создаёт удобства для мелких предпринимателей. Во Франции создают специальные городские зоны, закрытые для крупных торговых сетей и открытые для представителей малого бизнеса.
– Много ли в России полезных структур, организаций, помогающих развитию малого бизнеса?
– Одну из таких организаций я возглавляю вот уже почти 10 лет. Как умеем – помогаем. Упрощённую систему налогообложения мы всё-таки разработали в своё время. А потом правительство у нас эту идею позаимствовало и худо-бедно реализовало.
Организации «Опора», «Деловая Россия» неплохи в деле сбора полезной для предпринимателей информации, в консультировании представителей малого бизнеса. Увы, верхушки этих организаций практически полностью встроены в «Единую Россию». И соответственно, если правительство против чего-то возражает, то они ему не перечат. В результате кпд подобных объединений всё-таки стремится к нулю.
– Если представить оптимистический сценарий: какие отрасли с участием малого бизнеса могут стать в России самыми прогрессивными, наиболее быстро растущими?
– При правильном изменении налоговой системы хайтековские предприятия у нас росли бы очень быстрыми темпами. Ведь наши программисты в решении нестандартных задач как были одними из лучших в мире, так и остались. Есть много задач, требующих высокого интеллекта, которые наши небольшие группы работников могли бы решать чрезвычайно эффективно.
В отраслевой цепочке сельхозпроизводства, переработки и сбыта также нужно использовать труд малых предприятий. Они могли бы способствовать стремительному насыщению внутреннего рынка, замещая импорт в кратчайшие сроки.
Организация таких производственных форм, как аутсорсинг (использующих взаимодействие крупных предприятий с малыми фирмами), конечно, посложнее, требует больше времени и организационных усилий. Но и это возможно у нас при желании и разумном подходе властей...
Беседу вёл