26 мая 2007 года один из самых первых созданных в новой России внебюджетных вузов – Международная академия маркетинга и менеджмента (МАМАРМЕН) отметил своё 15-летие. Накануне знаменательной даты в академии состоялась представительная Международная научно-практическая конференция «Роль МАМАРМЕН в становлении нового свободного независимого образования в постсоветский период развития России».
В приветственном послании, которое направил участникам саммита первый вице-премьер правительства Российской Федерации, куратор приоритетного национального проекта «Образование» Дмитрий Медведев, МАМАРМЕН была названа главным символом свободного образования России, инновационным вузом, играющим роль маяка, ориентируясь на который и используя его опыт, многие негосударственные вузы без привлечения бюджетных средств осуществляют выпуск высококлассных кадров для народного хозяйства страны. Закономерно, что и профессиональный праздник в системе высшей школы – День свободного образования в России – ежегодно отмечается в день рождения МАМАРМЕН.
Конференция подтвердила позитивную роль МАМАРМЕН как вуза – пионера и катализатора процесса внебюджетной подготовки дипломированных специалистов. Одновременно в ходе дискуссий и выступлений участников конференции был затронут, на наш взгляд, ряд важных и интересных для наших читателей проблем. О них мы попросили рассказать основателя и ректора МАМАРМЕН, доктора экономических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ, члена Российского союза ректоров Александра ЛОБКО.
– Александр Григорьевич! Каковы объективные причины, вызвавшие появление МАМАРМЕН, а вслед за ней других внебюджетных вузов?
– Смена общественно-экономического строя. Частная собственность становилась ключевым институтом рыночной экономики. В 1992 году, когда создавалась МАМАРМЕН, мне как экономисту, получившему прекрасное для того времени образование в знаменитой Плехановке, набравшемуся практического опыта в НПО «Полимербыт», защитившему докторскую диссертацию на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, было совершенно ясно, что для России уже нет абсолютно никакой альтернативы рыночной экономике. А раз так, то должно возродиться частное свободное образование. Сейчас легко рассуждать на эту тему. Но полтора десятка лет назад фактически никто не верил, что практически один человек без всякой помощи может создать высшее учебное заведение. Мы почему-то забываем, что более 70 лет (!) в России существовала совершенно другая система. Всё высшее образование было бесплатным для одних за счёт других, т.е. из бюджета. Но в любом деле должен быть кто-то первым. МАМАРМЕН, как оказалось, подошла на эту роль наилучшим образом. На Западе воспринимают именно МАМАРМЕН как классический частный вуз, поскольку он создавался в отличие от других негосударственных вузов той поры без всякой помощи со стороны государства. Несмотря на огромные трудности, время, когда создавалась МАМАРМЕН, всё же было «золотым веком» для возникновения нового свободного высшего российского образования, пока ещё министерские чиновники не опомнились и не начали душить его ненужными декретами.
Преподаватели всех вузов вне зависимости от формы собственности теперь, увы, вынуждены больше заниматься административной работой, поэтому у них уже просто не остаётся ни времени, ни внутренних сил, чтобы работать над своим духовным развитием. Появляются всё новые и новые (и один хуже другого) проекты, например по проведению аттестации, в результате которых студенты и изучаемые ими науки всё более прочно занимают своё место на задворках. Зато чиновники с гордостью докладывают о непонятных приоритетах, каких-то абсурдных, оторванных от реальной жизни показателях.
И ещё одна важная причина создания МАМАРМЕН – мы все были моложе на 15 лет. Удалось собрать вокруг МАМАРМЕН лучших профессоров Москвы из различных вузов. Таких кадров сейчас просто нет, так как их уже нигде так не готовят.
Подчеркну, что управление вузом не менее сложный процесс, чем управление страной и экономикой, но хотим мы этого или не хотим, направление на омоложение кадров – это необратимый и необходимый процесс. Поэтому, говоря о создании МАМАРМЕН, я бы напомнил поговорку «всему – своё время», т.е. условий для создания вновь такого вуза, как МАМАРМЕН, уже нет.
– Важен ли баланс частной и государственной собственности в образовании?
– Я думаю, да. Доля государственных вузов должна оставаться такой, чтобы обеспечивать экономический суверенитет России. В противном случае если страна готова пожертвовать своим суверенитетом, то она может провести полную приватизацию всей собственности государственных вузов, которая со временем непременно станет иностранной. В этом заключается главный смысл идеологии неолиберализма и глобализма, господствующей в современном мире.
Если говорить об аксиоме «государство – менее эффективный собственник, чем вкладывающий в бизнес свои кровные капиталист», то на уровне небольших и средних по количеству студентов и другим показателям вузов эта аксиома абсолютна верна. А вот на уровне собственности крупных вузов – это очень относительная, в каждом случае индивидуальная ситуация. Государством уже определён перечень приоритетных вузов, признанных учреждениями высшей категории учёта и охраны с особыми формами государственной поддержки – МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, МВТУ им. Э. Баумана и другие, которые не подлежат приватизации.
В связи с вашим вопросом хотелось бы обратить особое внимание читателей ещё на один аспект проблемы соотношения частного и государственного образования. В Конституции РФ провозглашается, что «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это соответствует кейнсианской модели экономического развития, основанной на поощрении спроса и сильном государственно-эконономическом интервенционизме. Её главной задачей является достижение «общества всеобщего благосостояния», когда более двух третей населения составит средний класс – основной производитель и одновременно основной потребитель образовательных платных услуг.
К сожалению, в отличие от кейнсианской у нас усиленно внедряется неолиберальная модель, основной смысл которой заключается в «восстановлении условий для накопления капитала путём лишения прав собственности и перераспределения общественного продукта в пользу богатейших слоев населения». Неолиберальная модель развития, апологетами которой персонально являются Кудрин, Греф и КО, не создаёт абсолютно никаких экономических условий для решения проблемы бедности и создания мощного среднего класса, который был бы способен платить нормальные деньги на образование. Поэтому для развития независимого свободного образования необходима разумная социально-экономическая политика в рамках рыночного хозяйства.
– Принятие Федерального закона об автономных организациях может привести к приватизации госвузов и увеличению доли частных вузов в высшем образовании?
– Закон принят, его практическое применение может привести к приватизации вузов, поскольку мораторий на сохранение статуса государственных образовательных учреждений снят. С одной стороны, прекрасная материально-техническая база у большинства госвузов и земля, на которой они расположены, с другой – большинство субъектов Федерации в настоящее время не имеет достаточных средств для содержания региональных вузов. Государство в этой ситуации решило постепенно для высвобождения бюджетных средств на другие цели перевести основную часть образования на самофинансирование. Сейчас в федеральный бюджет заложена норма в 170 бюджетных студенческих мест на 10 000 населения. Эта норма распространяется только на вузы федерального значения. Забота о студентах региональных и муниципальных вузов возложена на государственные структуры на местах. Уход государства из образования и науки в ближайшей перспективе наметился, однако при правильном соотношении бюджетного и внебюджетного финансирования образования ключевые моменты, позволяющие государству обеспечить необходимый для страны уровень подготовки кадров, остаются.
Просто государство решило не распыляться, а действовать по принципу «лучше меньше, да лучше», выделяя действительно большие целевые финансовые средства на развитие приоритетных направлений в образовании и науке.
– Влияет ли на процесс развития свободного образования научно-технический прогресс?
– Влияет в значительной мере. Возьмём, например, книги – источник знаний. Вокруг книги существует какая-то неуловимая атмосфера, своего рода шарм. Однако жизнь показывает, что прагматизм побеждает романтику. Поэтому сомнений в том, что более удобные и практичные электронные книги в скором времени заменят своих бумажных собратьев на поприще человеческих знаний, не возникает. Интернет, как принято говорить, – это бездонное кладбище информации. И уж чего-чего, а различной литературы – учебной, научной, художественной – там просто зачитаешься. Интернет-библиотека по объёму и разнообразию может поспорить с не менее знаменитой Ленинкой. А по структурированности и доступности информации Интернет давно уже впереди. Читальные залы on-line находятся повсюду, где есть компьютер и доступ в Интернет. Информатизация образования позволяет интегрироваться с мировым информационным пространством. Приблизиться к становлению информационного общества.
Создание и развитие системы дистанционного обучения (ДО) в России определены одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Это обусловлено рядом преимуществ и возможностей ДО, предоставляющего гибкие условия образования для людей, которые не смогли или не могут осуществить его обычным путём (удалённость от квалифицированных учебных заведений, физические недостатки, индивидуальные особенности, неординарные способности студента).
По оценке отечественных специалистов, спрос на ДО в России составляет примерно 1,5 млн. человек в год.
Использование целого ряда новых образовательных технологий (таких, как компьютерные, интернет-технологии и др.) способствует созданию новых возможностей для развития свободного обучения.
В самом ближайшем будущем возникнет виртуальная среда в рамках вузовской системы ДО – это виртуальные кафедры, энциклопедические системы обучения, учебные телеконференции и т.д., которые обладают рядом преимуществ по сравнению с технологиями традиционной системы образования, а именно: быстрое усвоение системы знаний, более эффективное использование учебного времени, более высокий уровень знаний, генерирование новых форм коммуникативной активности человека. С помощью ДО усиливается активная роль студентов в собственном образовании, расширяются возможности выбора студентом приоритетных направлений, форм и темпов обучения, консультирования у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности и т.д.
– Ваш вуз зарекомендовал себя не только как один из первых внебюджетных вузов постсоветской России, но главное, что его заслуженно считают кузницей высококвалифицированных кадров. Ваших выпускников можно встретить на многих руководящих и ответственных должностях во многих солидных организациях, в том числе и в администрации президента. Многие хотели бы учиться в МАМАРМЕН. Расскажите, пожалуйста, о вашем вузе.
– МАМАРМЕН – ровесник нашего нового государства – демократической России. Академия имеет огромный опыт в образовательной и просветительной деятельности. Все 15 лет МАМАРМЕН активно работала на рынке образовательных услуг, изначально обладая несомненным преимуществом, определившим высокую степень доверия к нашему диплому. Это высокий уровень кадрового потенциала, основу которого составляют ведущие учёные и специалисты Москвы. Мы практикуем также привлечение к учебному процессу профессоров из Германии, Англии, Бельгии, Италии, Франции и Испании.
В систему МАМАРМЕН входят: Реутовский филиал, представительства в наукограде Реутов (Московское областное), в наукограде Дубна, в городе Новочеркасске Ростовской области.
МАМАРМЕН готовит специалистов высшей квалификации, включая второе высшее образование по 10 специальностям: юриспруденция, таможенное дело, финансы и кредит, бухгалтерский учёт, анализ и аудит, международные отношения, мировая экономика, маркетинг, реклама, менеджмент организации, государственное и муниципальное управление, а также одному направлению (бакалавриат) – менеджмент. Мы осуществляем также профессиональную переподготовку и повышение квалификации на базе высшего образования по основным профессиональным образовательным программам вуза.
Для малого бизнеса Москвы мы осуществляем дополнительную подготовку кадров по 10 профессиям: финансы, денежное обращение и кредит, маркетинг, бухгалтерский учёт, финансовый менеджмент, управление персоналом, стратегический менеджмент, антикризисное управление, нотариат, компьютерная грамотность, секретарское дело.
По данным Минобрнауки, в этом году последний звонок прозвучит для 1 миллиона 105 тысяч российских 11-классников, ещё 1 миллион 450 тысяч 9-классников задумаются, остаться им в родной школе ещё на два года или вступить в весёлую студенческую жизнь различных учебных заведений среднего профессионального образования (СПО).
Естественно, МАМАРМЕН не стоит в стороне от запросов потенциальных абитуриентов. Готовиться для поступления в МАМАРМЕН можно заранее на факультете довузовской подготовки. После 9-го класса можно поступить учиться в интерколледж «ViLASS» при МАМАРМЕН и получить там диплом о СПО по пяти специальностям: правоведение, экономика и бухгалтерский учёт, менеджмент, финансы, маркетинг. Для особо продвинутых школьников у нас разработаны специальные программы параллельного обучения одновременно в школе и интерколледже. В итоге, окончив школу, молодые люди получают вдобавок к аттестату диплом СПО об окончании колледжа. Таких ребят мы зачисляем на третий курс МАМАРМЕН и в 21 год они становятся дипломированными специалистами с высшим профессиональным образованием.
В планы обучения всем специальностям включены дисциплины, изучение которых необходимо не только для подготовки специалиста, но и для повышения культуры личности, расширения кругозора молодого человека.
– Высота культуры, как говорил Максим Горький, определяется образованием. Включение в учебные программы экономистов, юристов, таможенников, например, дополнительных дисциплин, связанных с классическим искусством, делает классику доступной для молодёжи. Как вы пришли к этой идее?
– Есть в мире одна огромная сила, несущая в себе уверенность, и имя ей – культура. МАМАРМЕН волею судеб уже много лет находится в одном здании с Академией инновационных программ в сфере культуры и искусств (бывшая академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма – АПРИКТ). Естественно, само собой завязалось сотрудничество двух наших учебных заведений. Наметился очень любопытный синтез культуры, экономики, юриспруденции. Коллегам всегда проще найти язык друг с другом. МАМАРМЕН привлекла к учебному процессу таких известных в сфере культуры преподавателей академии инновационных программ в сфере культуры и искусств, как заслуженный деятель искусств РФ, профессор И.Г. Рутберг, профессоры В.Н. Гагин, Ю.А. Лукин, В.М. Крупицкий, и многих других. Казалось бы, в лихие 90-е годы позиции культуры, когда об искусстве, тем более классическом, думали в последнюю очередь, безвозвратно утеряны. Ныне происходит обратный процесс усиления интереса к классике не только у людей среднего возраста, но и у молодёжи.
Вместе с тем выясняется довольно простая и оттого не менее обидная вещь: постичь подлинные шедевры мирового искусства – будь то музыка, живопись или кино, – людям мешает элементарная неинформированность. Наши студенты неожиданно для себя с помощью блестящих педагогов открывают ранее им неведомый, многогранный и потрясающий прекрасный мир. Более того – внезапно обнаруживают, что многие модные «фишки» представителей современного искусства были, оказывается, уже изобретены и по-своему внедрены в искусство не одно столетие назад.
– Какие ещё нюансы обучения студентов практикуются в МАМАРМЕН?
– Теоретическое обучение тесно переплетается с получением студентами практических навыков, что позволяет выпускникам находить работу по специальности в организациях любых форм собственности, создавать свои фирмы.
Гарантией качественного обучения студентов, соответствующего международным стандартам, являются профессиональное мастерство учёных, педагогов, практиков, привлечение к преподаванию зарубежных специалистов.
Технология обучения в МАМАРМЕН строится на принципах системности, последовательности, а также взаимосвязи теории и практики. Соблюдение этих принципов обеспечивается методологией обучения по схеме «стандарт – плюс». «Стандарт» – это обязательный уровень знаний и профессиональных навыков, предусмотренных государственными образовательными стандартами. «Плюс» – это учебные дисциплины, предлагаемые студентам сверх необходимого минимума, оригинальные авторские разработки. Наряду с традиционной учебно-методической литературой МАМАРМЕН применяет новую форму подготовки учебных пособий – на видеодисках. Ведётся запись предметно-ориентированных интерактивных обучающих курсов на компакт-дисках.
Современные информационные технологии применяются и при изучении иностранных языков, гуманитарных, естественно-научных и специальных дисциплин с использованием наукоёмких образовательных технологий.
– В журналах «Где отдыхать?», «Иностранные языки и учёба за рубежом», «Столичное образование», во многих газетах рассказывается о параллельном обучении в России (МАМАРМЕН) и Италии (Университет наук в г. Салерно). Нашим читателям тоже интересно. Пожалуйста, расскажите.
– С удовольствием. Вначале, кто изъявил серьёзное желание учиться по этой инновационной программе, едет в Салерно изучать итальянский язык. Продолжительность изучения языка по выбору от 2–3 недель до полугода – в зависимости от начального знания и интенсивности подготовки. Цель – изучить язык в достаточной степени, для того чтобы получить сертификат, подтверждающий, что вы можете посещать лекции и другие виды занятий на итальянском языке. Группы по изучению языка отправляются ежемесячно.
Затем всех студентов, которые получили сертификат, мы включаем в списки абитуриентов университета наук в г. Салерно. В конце августа они едут в Салерно на собеседование и становятся студентами Университета наук. Кроме сертификата о знании итальянского языка требуется предъявить академическую справку из МАМАРМЕН. Зачисленные студенты получают вид на жительство сроком на 5 лет. В МАМАРМЕН они учатся заочно, приезжая раз в год на сессию.
Популярность обучения в двух вузах понятна. Эти ребята будут знать итальянский язык. Иметь два диплома о высшем образовании – российский и итальянский, по истечении пяти лет пребывания в Италии получат вид на постоянное пребывание в Италии. Очень важно, что наша программа параллельного обучения курируется 1-м Европейским департаментом МИДа России. В Салерно есть постоянный представитель МАМАРМЕН, который поможет ребятам обустроиться. Подробности целесообразно узнать в международном отделе МАМАРМЕН.
– Образование всегда связано с молодёжью – активным населением. Помогает ли вашим студентам овладевать вершинами знаний спорт?
– На конференции, посвящённой 15-летию МАМАРМЕН, в одном из выступлений представителя Роскомспорта я услышал цифры, которые меня шокировали. Оказывается, всего 22% молодёжи в России занимаются спортом, а 15% не занимаются и категорически не хотят заниматься.
В МАМАРМЕН, напротив, очень любят спорт. У нас создана целая система физической подготовки. У мамарменовцев «модно» быть здоровым и сильным.
Кроме обязательных занятий физической культурой по расписанию занятий на очном отделении многие наши студенты занимаются в спортивных студенческих секциях. Оказалось, что для значительного числа студентов чем экстремальнее ситуация, тем им интереснее, тем увереннее они становятся. Так у нас появились секции зимнего плавания, прыжков с парашютом. Наши студенты увлекаются также лёгкой атлетикой, плаванием, лыжами, коньками, волейболом, баскетболом, боксом, борьбой, регби. Мы с удовольствием принимаем на учёбу спортсменов. Спорт учёбе только помощник. Он вырабатывает характер, укрепляет нервную систему, закаляет волю к победе.
– Высшее образование во всём мире становится массовым и всё больше ориентируется на рынок труда. Государство в лице Минобрнауки готово делегировать ряд своих полномочий по отслеживанию качества образовательных услуг институтам гражданского общества: ассоциациям работодателей, рейтинговым агентствам и агентствам по общественной аккредитации, самому академическому сообществу. По мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, это позволит повысить уровень профессиональной подготовки выпускников отечественных вузов.
– Я полностью согласен с нашим министром. Новая политика управления качеством заключается в том, чтобы дополнить процедуры государственной аккредитации общественной оценкой, содержащий иной взгляд на проблему. Однако, как известно, всё новое – это давно забытое старое. МАМАРМЕН, например, ещё 3 октября 1996 года, т.е. более 10 лет назад, впервые среди всех вузов получила свидетельство за ‹ 1 об общественной аккредитации, которую проводило общероссийское общественное объединение «Лига независимых учёных России». В последующем мы не раз сверяли свой курс с общественным мнением. По итогам 2006 года академии была присуждена национальная премия в области бизнес-репутации ДАРИН за высокое качество подготовки кадров.
Объективный анализ деятельности вуза, экспертная оценка его нынешнего состояния, определение перспектив развития, консалтинг при решении проблемных ситуаций – всё это можно назвать образовательным аудитом. Подобная стратегия управления качеством подготовки специалистов широко распространена во многих западных, в том числе европейских, странах. Болонская декларация наряду с жёсткими требованиями к качеству образовательных услуг диктует и более серьёзное отношение к репутации каждого учебного заведения, необходимость заботиться о конкурентоспособности вузов.
Система образования, к сожалению, теряет качество. Приходится признать, что у современных студентов отсутствует гуманитарная культура. Буквально единицы из тех, кто сегодня оканчивает вуз, владеют пером. О стиле и логике изложения говорить не приходится – люди не знают элементарной грамматики. Красноречием выпускники также не блещут. Как и Эллочка Щукина, они привыкли выражать свои мысли и чувства при помощи нескольких сленговых слов, а другой язык им неведом.
Поэтому образование – слишком серьёзное дело, чтобы доверять его только тем людям, которые непосредственно занимаются обучением. В решении вопросов образования должно принимать участие всё общество.
– Каким критериям должно отвечать современное образование с точки зрения работодателя?
– Наш опыт работы с работодателями-бизнесменами подсказывает, что в оценке работодателя-бизнесмена на первом месте стоят корпоративность работников, на втором – креативность, на третьем – профессиональные навыки и только на четвёртом – полученное образование. По первой позиции бизнесу приходится перевоспитывать кадры, так как та корпоративность, к которой приучают человека в школе и вузе, противоречит бизнес-корпоративности. Второй аспект – креативность. Это очень важный фактор в постиндустриальном обществе, но каждый из нас понимает, что способность к творчеству, неординарным решениям является врождённой. Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку! Третий критерий: в стране сейчас оценка выпускника осуществляется по принципу «знает – не знает», а работодателя-бизнесмена интересует: «умеет – не умеет». Сегодня ни один работодатель не возьмёт на работу специалиста без профессиональных навыков. Поэтому необходимо, чтобы высшая школа стала их формировать. Удивительно, но факт: само образование находится на последнем, четвёртом, месте, и даже если оно станет в полтора-два раза лучше, в глазах работодателя его значимость для выпускника составит несколько процентов.
– Как МАМАРМЕН удалось достигнуть передовых позиций по главному показателю, определяющему рейтинг вуза – востребованность своих выпускников работодателями?
– Благодаря созданной Ассоциации выпускников МАМАРМЕН (АВМ) все наши выпускники трудоустроены по специальности. Отзывы об их работе положительные. Ежегодно с 2001 по 2006 г. представители МАМАРМЕН удостаиваются права входить в сборники «Лучшие выпускники вузов г. Москвы» программы «Российские интеллектуальные ресурсы».
НАША СПРАВКА:
Александр Лобко родился 19 июня 1947 года в подмосковном городе Подольске в семье заслуженного офицера, участника Великой Отечественной войны, ветерана правительственной дивизии особого назначения им. Ф.Э. Дзержинского, полковника в отставке Григория Моисеевича Лобко.
А.Г. Лобко принадлежит к числу тех учёных, которые, несмотря на любую общественно-экономическую ситуацию в стране, всегда служат своему народу с полной отдачей.
Блестящий организатор, несомненный лидер, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, он сумел 26 мая 1992 года открыть один из первых инновационных внебюджетных вузов в постсоветской России – Международную академию маркетинга и менеджмента (МАМАРМЕН). Тем самым доказав, что благодаря энциклопедическим знаниям и опыту он, несомненно, обладает даром предвидения.
Именно этот вуз благодаря своим достижениям признаётся в России и за рубежом символом свободного независимого образования, подтверждая тем самым демократический характер преобразований в новой России.
Об А.Г. Лобко можно без всяких натяжек говорить, что он создал школу и у него много учеников. Его знают и почитают все многочисленные выпускники МАМАРМЕН не только во всей России, но и за рубежом.