Новая социальная инициатива – «продуктовые карточки» для малоимущих
– Окончательное политическое решение о введении талонов, насколько я понимаю, ещё не принято. Ключевой фигурой при принятии такого решения будет председатель правительства Владимир Путин. Сейчас идёт изучение реакции общества и властей на эту инициативу, просчитывается её потенциальная эффективность, полезность. Как только власть для себя решит, что это делать необходимо, особых промедлений с принятием соответствующих законов и постановлений не будет. Какое-то время уйдёт на техническую подготовку, в том числе на изготовление самих талонов с обеспечением необходимых степеней защиты. Вряд ли следует ждать их хождения по стране и по рукам раньше осени.
Экономический эффект предполагаемого нововведения просчитать не берусь, хотя бы потому, что оно относится к сфере социальной экономики, традиционно «капризной» и непредсказуемой. Однако полагаю, что сама идея перспективная и правильная. В России по-прежнему существует проблема бедности и даже нищеты, и эта проблема, по самым оптимистическим оценкам, касается не менее 10 миллионов человек (скорее всего, цифра в два-три раза больше).
Она, с одной стороны, кричащая, особенно на фоне богатства наших самых обеспеченных сограждан. То, что мы видим ежедневно по телевизору – показную роскошь героев всевозможных передач, – бедных людей не может не раздражать. С другой стороны, по карманам бедняков сильно бьёт высокая инфляция. Продолжается рост цен на продовольственные товары первой необходимости.
Такую ситуацию невозможно кардинально исправить в кратчайшие сроки. И всё же, дабы не накалять социальную обстановку, не допустить резкого роста протестных настроений, власть должна предпринять действенные меры, оказать хоть какую-то помощь населению напрямую. В чём эта прямая помощь может выражаться?
Вариант первый: дать денег. Но как их давать – единовременно, ежемесячно? Разовые выплаты практически бесполезны. Регулярные надбавки к пенсиям и низким доходам – тоже не выход, эти надбавки придётся узаконить, и потом уже от их выплаты невозможно будет отказаться.
Другой же вариант – введение продовольственных талонов – выглядит гораздо предпочтительнее. Тем более что в том или ином виде их выдача происходит во многих странах мира и как механизм давно продемонстрировала свою эффективность. К тому же талонная система для наших граждан привычна, знакома ещё с советских времён. Например, людям преклонного возраста это отнюдь не покажется чем-то диким, несусветным, непонятным, унижающим человеческое достоинство. Такую систему можно внедрить довольно быстро, используя существующую систему административного управления.
Считаю новую социальную инициативу в принципе полезной, способной пусть на время помочь в решении многих проблем. Талоны можно отменить в любое удобное, подходящее для этого время либо минимизировать их выдачу. Есть, конечно, опасность в том, что посредством введения талонов будет улучшена жизнь не столько беднейших слоёв населения, сколько хозяев торговых сетей, которые могут обогатиться за счёт фактического дотирования государством сбыта залежалых, некачественных, а тем более опасных для здоровья товаров.
Если подобное будет происходить в наших городах и весях, негативные последствия даже трудно предсказать, они могут свести на нет все плюсы нововведения. Пока непонятно и то, как государство станет взаимодействовать в этом плане с частными коммерческими структурами. Раньше, разумеется, было проще, поскольку вся торговая сеть была государственной.
, депутат Госдумы:
– Вероятность введения у нас талонов высока, хотя бы потому, что это на полном серьёзе обсуждается нашими самыми знаковыми, самыми высокопоставленными лицами.
Прежде всего распространение талонов – не тот метод, которым нужно сдерживать инфляцию и бороться с другими крупными проблемами. Надо пристальнее смотреть на такие вещи, как монополизация рынка, огромные объёмы импорта сельхозпродукции, соотношение цен на продовольственные товары и нефтепродукты.
Ничего хорошего не могу сказать и о недавнем решении правительства повысить цены на газ и прочие энергоносители. Эти цены и тарифы регулируются не рынком, а федеральной исполнительной властью. В Азербайджане, например, литр бензина стоит около 30 центов, у нас – доллар.
В России практически все товары проходят через два-три десятка крупных сетевых компаний, что позволяет им монопольно-спекулятивно завышать оптовые цены. В этих условиях ограничивать наценку в розничной торговле практически бессмысленно. И введение карточек, которое коснётся в первую очередь сферы розничной торговли, – не решение вопроса.
Предметно обсуждать тему мирового продовольственного кризиса сейчас не будем, поскольку на него мы влиять не в состоянии. Этот кризис надо принять как данность, хотя на ситуацию в Российской Федерации он, естественно, влияет. Талоны же, которые собираются в нашей стране вводить, следует воспринимать даже не как паллиатив, а как всего лишь некую имитацию. Ведь остроту основных наших проблем они не снимут.
Правительство вроде пытается предпринять какие-то шаги, упреждая продовольственный кризис. Например, требует ограничения роста цен на удобрения. И всё же базовая проблема для товаропроизводителей и потребителей – стоимость энергоносителей, прямо влияющая на стоимость продовольствия.
Какие-то правильные идеи в плане продовольственного обеспечения у властей, очевидно, вызревают, и, как говорится, давным-давно пора. Россия не должна иметь проблем с обеспечением продуктами питания. Мы располагаем девятью процентами мировых пашен и производим всего два процента сельскохозяйственной продукции, выпускаемой в мире. В целом жизненно необходим подъём российского аграрного сектора и промышленности, а не новая карточная система...