Знаем ли мы русский язык? – М.: ЗАО «Издательство «Центрполиграф», 2012. – 255 с. – 4000 экз.
«По этому эпизоду, – сообщил вчера телезрителям очередной «правоохранительный» пресс-секретарь, – комитет возбу´дил уголовное дело». Возбу´ждают там дела каждый день, но почему-то ни разу не пришло в голову заглянуть в словарь ударений и возбуди´ться наконец от желания произносить слова правильно и прочесть книгу Марии Аксёновой, например.
Мария Дмитриевна – академик РАЕН, главный редактор «Энциклопедии для детей Аванта+», математик по образованию и поэт. Вот это последнее и оправдывает дерзость математика, рискнувшего написать такую книгу, – у поэтов ведь к слову особенное отношение.
«Истории о происхождении слов, – пишет в предисловии автор, – увлекательнее любого романа и таинственнее любого детектива». Вот какова, например, судьба слова «транжирить»: «Русские баре в старину любили покутить за границей с размахом и щедростью. А на удивление иностранцев отвечали: как же иначе «а летранже» (a L’etranger)! «А летранже» значит «за границей». Отсюда и появилось наше русское «транжирить», то есть сорить деньгами».
Основных названий цветов в большинстве языков одиннадцать. И только в русском – двенадцать! «Дело в том, – рассказывает Мария Аксёнова, – что много веков назад синий и чёрный цвет в русском языке не различали. В литературе XI века «синий» можно было встретить в значении «тёмный». С синим цветом было связано множество предрассудков. Иван Грозный, например, панически боялся синеглазых людей, считая, что они обладают дьявольской силой сглаза. Чёрта в русском языке частенько именовали «синец»… А как же небо? Каким же цветом назвать его? А как же наши хрустальные мечты? Какого цвета должны быть они? И появляется слово «голубой» – производное от существительного «голубь». Шейные пёрышки голубя отливают именно нежно-голубым цветом!»
Почему пресса бывает «жёлтой», рынок «блошиным», а «липовым» не только цвет, но и документ? Вру´чат или всё-таки вруча´т? О де´ньгах или о деньга´х? На эти и десятки других вопросов можно найти ответ в книге Марии Аксёновой. И читать её нужно вместе со своим ребёнком. Потому что из книги можно почерпнуть что-то новое (или хорошо забытое старое) и в пять лет, и в двадцать, и в шестьдесят.