Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 марта 2025 г.
  4. № 12 (6976) (26.03.2025)
Культура

Марина Влади, Депардье с Ришаром и обмороки

250 чеховских спектаклей на парижских сценах

29 марта 2025
«Чайка» в театре «Одеон» / SIMON GOSSELIN / ODEON-THEATRE DE L›EUROPE

Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, – друг, любящий её, сострадающий ей во всём.

Максим Горький

Среди премьер и реприз 2025 года на сцене главного французского театра «Комеди Франсез», он же Дом Мольера с его 340 летней историей, вновь на почётном месте чеховская классика – «Вишнёвый сад» и «Чайка». Компанию им в этом сезоне составляют шедевры Шекспира, Расина, Корнеля, Мольера, Метерлинка и – несколько неожиданно – Агата Кристи с «Мышеловкой», билеты на 32 спектакля которой на всё лето уже распроданы.

– Величайший русский драматург – частый гость в Доме Мольера, – рассказывал мне директор «Комеди Франсез» Эрик Рюф. – Здесь не только ставят, но и изучают в театральных школах, причём у каждого педагога, режиссёра и лицедея собственный Чехов. Ты не актёр, если не умеешь играть его персонажей. Несмотря на всю «чеховоманию», во Франции не забывают других ваших гениев – Тургенева, Гончарова, Островского, Горького, Леонида Андреева, современных драматургов. Но над всеми гордо парит автор «Чайки».

За последнее десятилетие только в театрах Парижа, которых здесь полторы сотни, и его пригородов показали около 250 чеховских пьес, водевилей, инсценировок повестей и рассказов. Афиши стремительно меняются, трактовки тоже, но никто не претендует на абсолютную истину. Подобно музыке, театр – искусство интерпретации.

Сегодня предлагают одно прочтение «Трёх сестёр» – завтра другое, а несколько лет назад российский авангардист ошеломил столичную публику той же пьесой, в которой актёры общаются на языке глухих (режиссёр Тимофей Кулябин с новосибирским театром «Красный факел» показал эту драму в парижском театре «Одеон». – Ю. К.). Наконец, едва ли не первый во Франции балет-пантомима «Три сестры» шёл в минувшем году в столичном «Театре дю Жимназ».

«Неловкие руки»

Париж впервые познакомился с чеховской драматургией в начале прошлого столетия. Поразительно, что в пьесах Чехова именитый критик, академик Мельхиор де Вогюэ, высоко ценивший Толстого, Достоевского, Тургенева, не обнаружил никаких достоинств. Восторженный приём «Трёх сестёр» в России остался для него загадочным. «Преклоняюсь перед неизъяснимым, – иронизировал академик. – У нас подобный сюжет едва ли бы сгодился для водевиля: я опасаюсь, как бы не разразился бешеный смех над сёстрами, плачущими при виде того, как из города уходят их военные».

Ему угрюмо вторил французский публицист Осип Лурье: «Чехов видит лишь одну сторону русской жизни, он схватывает её и воссоздаёт, ничем не расцвечивая и не одушевляя. Он зарисовывает, набрасывает карикатуры или просто делает мгновенные, беглые, но точные фотографии, причём почти всегда сумеречные. Муза Чехова тяжеловесна: у неё неловкие руки. Его творчество обильно, но однообразно, серо и хмуро».

Вопреки снобизму тогдашних «инфлюэнсеров», французы быстро оценили новое имя. Для них его открыл блистательный режиссёр и актёр Жорж Питоев. В апреле 1921 г. этот выходец из России, тбилисский армянин, впервые показал в «Театре Старой голубятни» «Дядю Ваню», горячо встреченного публикой и критикой. «Мы имеем дело с большим писателем, который самыми скупыми средствами, не прибегая ни к исключительным положениям, ни к исключительным характерам, мягкими и верными штрихами умеет создать особую атмосферу, оживить целый мир. «Дядя Ваня» привёл бы в восторг самого Флобера», – писал критик Клод Роже Маркс.

Чехов по-стахановски

Лучшим постановщиком чеховских пьес на берегах Сены традиционно называют легендарного немецкого режиссёра Петера Штайна, которого прекрасно знают в России. «В поразительной популярности Чехова нет никакой тайны, – говорил он автору этих строк. – Его триумф объясняется тем, что он заново изобрёл театр ХХ столетия. Чехова надо ставить так, чтобы сегодняшняя публика оценила замысел автора, а не мучительно пыталась понять режиссёрское «прочтение» великой пьесы».

Штайну созвучен Ален Франсон – один из самых тонких знатоков чеховской драматургии. «У Чехова за самым банальным, будничным и, казалось бы, малоинтересным действом скрываются извечные экзистенциальные проблемы, а события в его пьесах развиваются между смехом и слезами, – говорил режиссёр «ЛГ». – Я вижу в нём драматурга-врача, который пишет скальпелем по живому. При этом он полон эмпатии, описывая сумерки эпохи, автор не теряет веры в человека».

По-стахановски подошёл к творчеству Чехова известный режиссёр Кристиан Бенедетти, который в Театре-студии парижского пригорода Альфорвиль недавно устроил чеховский марафон и в течение трёх месяцев показал полтора десятка пьес. Свой перформанс он назвал «137 обмороков»: столько их насчитал Бенедетти во всём чеховском репертуаре – аллюзия на спектакль «33 обморока» Мейерхольда.

– В молодые годы я отправился в Москву учиться у Любимова, Михалкова, Табакова, Анатолия Васильева, Высоцкого, – вспоминает Бенедетти, который ставит Антона Павловича больше четырёх десятилетий. – Для меня он стал как бы старшим братом, который помогает мне переосмысливать мировые проблемы. Мы с ним всегда на стороне недотёп.

Кристиан Бенедетти убеждён, что именно в «Чайке» Чехов совершает театральную революцию, низвергая существовавшие каноны. Он цитирует Треплева: «Дело не в старых и не в новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет потому, что это свободно льётся из его души». Кроме того, в «Чайке» автор использует приёмы, которые затем будут применяться в кино, – крупный, средний и общий планы. Бенедетти видит в Станиславском гениального иллюстратора, но лучшим чеховским интерпретатором для него остаётся Мейерхольд.

Каждой сестре по серьге

В чеховских спектаклях любят играть известные актёры – вспомним несколько имён: Жан-Луи Барро в «Медведе», Роми Шнайдер в «Чайке», Изабель Юппер в «Вишнёвом саде». Наконец, во французской экранизации рассказа «Агафья» участвовал прославленный дуэт Жерара Депардье и Пьера Ришара.

Марина Влади рассказывала мне, что не представляет себе театр без Антона Павловича: «Я обожала его пьесы и рассказы. Ещё девчонками – мне было восемь лет – с моими тремя сёстрами мы обсуждали дома, кто кого будет играть в «Трёх сёстрах». Страсти разгорались нешуточные – каждая хотела быть непременно Машей. Когда много лет спустя эту пьесу ставил Андре Барсак, он дал каждой сестре по серьге – я стала Ириной».

В «Вишнёвом саде» Марина сыграла Любовь Андреевну Раневскую. После этого спектакля она написала семейную сагу «Мой вишнёвый сад» – сиквел чеховской пьесы, в котором продлила жизнь героев «Вишнёвого сада», наделив их реальными судьбами своих родных и близких.

Влади мечтала о роли Аркадиной в «Чайке» – «этой властной женщины, которая, как девчонка, умоляет Тригорина не покидать её». В своё время не сложилось. Но зато удалось сыграть чеховскую пассию Лику Мизинову, прототип Нины Заречной, в советско-французском фильме Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа» (1969 г.).

«Чайка» как лебединая песня

Стефан Брауншвейг – один из лидеров современной европейской режиссуры, который до конца прошлого года возглавлял «Театр Одеон». Он неоднократно возвращался к Чехову, а «Чайка» оказалась его лебединой песней на этой сцене. Поставил он и «Дядю Ваню» в московском Театре Наций с Евгением Мироновым в титульной роли и приглашал труппу на гастроли в Париж. Для Брауншвейга это одна из самых мрачных пьес Чехова, её герои понимают бессмысленность их жизни и пребывают в состоянии фрустрации.

– Задача режиссёра и актёров – найти в классике не только традиционные ценности, но и то, что актуально, – подчёркивал Брауншвейг. – Я не склонен к нравоучениям, не нагружаю публику никаким месседжем. Но в «Дяде Ване» провидчески звучит экологическая нота. Чехов понимает эпоху, лишает нас иллюзий и почти не оставляет надежды. Доктор Астров предупреждает: если мы будем жить по-прежнему, то погубим нашу планету. Это написано почти полтора века назад, но до сих пор его призыв не услышали. Почему человек никак не осознает масштабов надвигающейся катастрофы?

Юрий Коваленко, собкор «ЛГ», Париж


Тэги: 27 марта Международный день театра
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Дышать танцем

    29.05.2025
  • Здесь каждый становится гением

    28.05.2025
  • «Жена Марадоны»: история на двоих

    23.05.2025
  • Из Костромы через Алжир до Дубая

    23.05.2025
  • «И всё-таки жизнь – это чудо!»

    23.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS