13 октября 2023 года исполняется 90 лет со дня рождения народного артиста СССР, Героя Труда РФ, лауреата Государственных премий СССР и России, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством», легендарного художественного руководителя «Ленкома» Марка Анатольевича Захарова, имя которого с 21 ноября 2019 года носит театр.
46 лет и 81 день Марк Анатольевич Захаров стоял у руля «Ленкома». Актёр, художник, драматург, режиссёр театра и кино, общественный деятель, писатель, педагог, который прошёл интереснейший путь к театральной вершине и прославил русское искусство на весь мир. Марк Анатольевич возглавил «Ленком» в 1973 году. И благодаря его уникальному таланту «Ленком» превратился в один из лучших театров страны и мира, куда стремятся попасть все поколения зрителей.
Москвич по рождению, он генетически впитал театральную привязанность матери, которая окончила театральную студию Ю. Завадского, преподавала в драмкружках. Отец же испытал на себе все трагические сюжеты истории страны. После окончания Воронежского кадетского корпуса, с началом революции вступил в Красную армию. А в 1934 году был арестован и осуждён по 58-й статье. Воевал и был награждён медалью «За победу над Германией».
Захаровские «театральные университеты» начались в середине 50-х и были достаточно серьёзными. Его педагогами в ГИТИСе стали И.М. Раевский, Г.Г. Конский и П.В. Лесли. Затем – распределение в Пермский драмтеатр. Здесь родилась любовь длиной в 60 лет к актрисе Нине Лапшиновой, ставшей супругой. Другая преданная любовь, к режиссуре, которой он начал заниматься в 1956 году, родилась в студенческом коллективе Пермского университета. А в 1959-м Захаров вернулся вместе с женой в Москву и начал работать в Московских театрах, где формировался и выкристаллизовывался его режиссёрский почерк. Сначала – Театр им. Н.В. Гоголя, из которого перешёл в Московский театр миниатюр (ныне Театр «Эрмитаж»), после – в Студенческий театр МГУ, возглавляемый Сергеем Юткевичем. Поставленные здесь спектакли впервые принесли Захарову известность среди любителей театра. 1965 год стал переломным в карьере молодого режиссёра – он начинает работать в Московском театре сатиры, где в 1967 г. ставит скандальный спектакль «Доходное место» А.Н. Островского. Спектакль имел огромный успех, но был сыгран около 40 раз и запрещён. Зрители также восторженно приняли его другие спектакли: «Банкет» А. Арканова, Г.И. Горина (1968) и «Проснись и пой!» (1970) М. Дьярфаша.
Из «доленкомовского» периода стоит вспомнить спектакль «Разгром» в Театре им. В. Маяковского с Арменом Джигарханяном в главной роли (1969). С этой работы началась долгая творческая дружба режиссёра и популярного актёра.
С 1973 г. начинается новая страница не только для Марка Захарова, но и для всего отечественного театра. Марк Анатольевич становится главным режиссёром Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1990 года он переименован Захаровым в «Ленком»). С его приходом театр становится одним из самых популярных в столице и в стране.
Режиссёрские работы Мастера вошли в историю современного отечественного театра: «Тиль», «В списках не значился», «Иванов», «Парень из нашего города», «Жестокие игры», «Оптимистическая трагедия», «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Поминальная молитва», «Чайка», «Женитьба». «Вишнёвый сад», «Королевские игры». «Ва-банк», «Шут Балакирев», «Три девушки в голубом», «Мудрец», «Варвар и еретик», «Пер Гюнт», «Мистификация» и др. Многие из них, ставшие революционным прорывом в театральном искусстве, составляют фундамент репертуара и сегодняшнего «Ленкома». Визитными карточками остаются созданная 42 года назад «Юнона и Авось» (1981) и «Поминальная молитва» (1989, восстановлена в 2021 г.), с неизменным аншлагом идущие по сей день.
Своему «Ленкому», который Захаров обожал, он практически никогда не изменял. Не гнался за постановками на других площадках. Он строил свой Дом и растил своих талантливых детей. Ежедневно и ежечасно. И даже «в кино ходил» со своими артистами, своим драматургом и своими театральными приёмами. Блестящий мир советских киноработ Марк Захаров пополнил, экранизировав ряд пьес Е. Шварца и Г. Горина в жанре фантастической притчи. Его картины – «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона» – стали классикой и разошлись на цитаты, звучащие голосами его великих Мастеров-актёров: Евгения Леонова, Татьяны Пельтцер, Олега Янковского, Леонида Броневого, Инны Чуриковой, Александра Абдулова, Александры Захаровой, Всеволода Ларионова. Темы, отражённые в этих картинах, можно назвать лейтмотивными в режиссёрском творчестве Захарова.
Вероятно, именно демократичность личности Марка Захарова при всей режиссёрской деспотичности, а также особая романтичность его натуры привела известного режиссёра в политику. В 1989 году он был избран народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей СССР. Степень его популярности и доверие многомиллионного зрителя сделали своё дело. Но жизнь внесла политические коррективы, и верность театру победила.
С 1983 года Захаров воспитывает актёров и режиссёров в ГИТИСе. Именно его ученики пополняют труппу «Ленкома». На дипломные спектакли его курсов попасть было так же трудно, как в «Ленком».
Не забывал Захаров и о своей просветительской миссии. Его книги «Контакты на разных уровнях», «Суперпрофессия», «Театр без вранья», «Ленком – мой дом. Лицедейство без фарисейства. Моё режиссёрское резюме» стали важнейшими театральными учебниками.
С 2019 года по инициативе заслуженного деятеля искусств Марка Варшавера, директора театра, соратника и друга Марка Анатольевича, «Ленком» носит имя Марка Захарова. Это не только дань его самоотверженности, преданности «Ленкому» на протяжении долгих лет, но и признание значимости того вклада, который Захаров внёс в историю руководимого им театра, в развитие мирового театрального искусства.
К юбилею Мастера театр подготовил ряд мероприятий и программ. Хотя главным подарком, который коллектив дарит театралам разных поколений, остаётся сохранение спектаклей Марка Анатольевича, их живой энергии, а также поддержание и развитие заложенных им ленкомовских традиций.
К юбилею в фойе театра открыта выставка «Марк Захаров. Аплодисменты не кончаются. К 90-летию Мастера», которая рассказывает об основных вехах жизни и творчества выдающегося режиссёра, о круге его профессионального и жизненного пространства, в котором он строил уникальный авторский театральный мир. В небольшой экспозиции представлены различные периоды жизни и творчества Марка Анатольевича Захарова.
Раздел выставки «Захаров репетирует» включает уникальные фотографии и цитаты великого режиссёра, фрагменты его незабываемых репетиций. На стендах «Спектакли-легенды» запечатлены сцены из лучших спектаклей, созданных Захаровым в стенах «Ленкома». Отдельные разделы выставки представляют прославленные постановки Захарова – «Юнона и Авось» и «Поминальная молитва», в которых представлены все поколения исполнителей легендарных ролей. Зрители увидят также архивные кадры Мастера в кругу близких, коллег и друзей. Стенды «Легенды Ленкома» – это рассказ о выдающихся творцах театра и горячо любимых «захаровских» артистах, без которых создание «ленкомовского чуда» было бы невозможно. Среди них – Григорий Горин, Олег Шейнцис, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Евгений Леонов, Олег Янковский, Николай Караченцов, Александр Абдулов, Инна Чурикова, Александр Збруев и другие. Все они – члены большой семьи «захаровского Дома». С ними режиссёр строил свои «энергетические мосты» и свою «театральную цивилизацию». Раздел «Суперпрофессия», дублирующий название известной книги Марка Захарова, напомнит о его особом отношении к режиссуре как строительству принципиально новой собственной конструкции, обладающей гипнотической заразительностью с очень сильным воздействием на подсознание человека.
Специальный стенд выставки «Два Марка» посвящён руководителю театра, отдавшему служению «Ленкому» сорок пять лет, Марку Борисовичу Варшаверу, заслуженному деятелю искусств РФ, кавалеру орденов «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней, других государственных и общественных наград, главе Директорской ложи театров Москвы. Именно он вместе с Марком Анатольевичем Захаровым создавал «Ленком», которым так дорожат москвичи.
В конце прошлого сезона в «Ленкоме» открыт Мемориальный кабинет Марка Захарова, который зрители посещают во время экскурсий. 14 октября 2023 года пройдёт экскурсия, посвящённая любимому Мастеру.
В рамках юбилейных мероприятий главный режиссёр театра Алексей Франдетти планирует запустить лабораторию с участием молодых режиссёров, имеющую символическое название – «Марка Марка» На протяжении текущего сезона участники лаборатории будут ставить пьесы из «режиссёрского портфеля» Захарова, актуализировать заложенные в текстах смыслы сквозь призму режиссуры нового поколения.
С 13 октября по 3 декабря 2023 года при участии «Ленкома Марка Захарова» пройдёт организованная государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО и другими учреждениями культуры выставка «Марк Захаров. Формула Мастера». На выставке будут представлены личные вещи режиссёра, декорации к фильмам и спектаклям, выдержки из его кино- и театральных работ, а также воспоминания современников.
13 октября 2023 года, в день юбилея Марка Анатольевича Захарова, в «Ленкоме» пройдёт посвящённый ему театральный вечер. Зрители увидят выставку в фойе театра, услышат музыкальное приношение от солистов Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». На сцене в этот вечер – спектакль «Юнона» и «Авось» с участием всех составов исполнителей главных ролей и специальным финалом. В театр приглашены друзья и поклонники творчества выдающегося режиссёра.
Об Учителе и Мастере - друзья, коллеги, ученики…
Александр Збруев, народный артист РСФСР:
– Захаров – один из тех режиссёров, кто не только определил лицо нашего театра, но сильно повлиял на ситуацию в театральном мире. Этот режиссёр единственный в своём роде, как, в сущности, каждый настоящий талант.
Он в каждом своём спектакле непредсказуем и неожидан. Даже для людей, близких его творчеству, образ его мыслей часто парадоксален. Тогда разводишь руками и думаешь: «Боже мой, как он к этому пришёл?»
Он понимает, что на сцене то, что было интересно в репетиционном зале, может выглядеть неубедительно, и тогда надо переделывать. Начинается внутренний, не внешний, подход к персонажу, к актёру. Он надеется и выбирает тех артистов, которые его должны понять. Иногда это почти превращается в кроссворд.
Анна Большова, заслуженная артистка РФ:
– У Марка Анатольевича был свой, особый стиль подачи себя. Ироничный взгляд… Но при этом он всегда очень тепло, терпеливо разговаривал. Особенно с молодыми артистами был терпелив. Даже если его что-то раздражало, не устраивало, он никогда не срывался на молодых. Но мог и размазать так… причём тихим голосом и со своим особым юмором. Немножко в иезуитской манере. Человек после этого думает, куда пойти, где крюк выбирать, где повеситься. Но и, конечно, мог похвалить. Гениально всегда показывал. Очень точно, объёмно, ассоциативно, понятно. После чего говорил: «Ну я сейчас плакатно показал, а вы сделайте талантливо».
Был такой важный момент, который сегодня часто вспоминается. Когда Марку Анатольевичу многократно предлагали восстановить спектакль «Поминальная молитва», он вроде отшучивался: «Давайте, когда совсем плохо станет, тогда вернёмся к «Поминальной молитве». И когда он ушёл, мы обратились к этому великому спектаклю. И мне кажется, это случилось именно так и тогда, когда Захаров хотел. Такой получился ему подарок – постскриптум. Хотя всем страшно было. С одной стороны, сегодня это предельно актуально, с другой – как войти дважды в одну реку? Спасибо Марку Борисовичу Варшаверу, что он поверил в нас и доверил Александру Лазареву восстановить спектакль. Но у меня часто возникает вопрос: «А Марку Анатольевичу понравилось бы?» Нередко между собой мы говорим об этом, но надежда есть. С такой любовью и трепетом мы восстанавливали спектакль, с такой благодарностью мы сейчас играем. Поэтому думаю, не зря.
Антон Шагин, лауреат премий Правительства РФ и Президента РФ:
– Часто Марка Анатольевича называют романтиком. В чем его романтизм?
В бесконечной вере в профессию, в человека, который должен превозмочь свои трудности, невзгоды, неустроенности, ворваться куда-то, вырваться к свету. Пытаюсь сформулировать то, что лежит у сердца. Я не могу говорить о нём в прошлом времени или о нём как о прошлом. Он для меня живой, он для меня живее всех живых. Он настолько вне времени и вне пространства, что не укладывается в голове, что его нет на земле. Хотя его дело продолжает жить, и великий театр носит его имя. Марк Анатольевич верил в людей, особенно в молодых, он давал им возможность реализоваться, проявиться, он научил меня доверять себе и верить в себя, верить людям, верить партнёрам, режиссёру и быть преданным нашему общему делу.
Я работал в четырёх постановках Марка Анатольевича. В театре мы всегда находились в таком творческом поиске, в котором важно было найти эквивалент литературному языку – театральный. Это было счастье, настоящее творческое путешествие – каждая встреча, каждая репетиция вместе с ним. Марк Анатольевич никогда не ставил определённых актёрских задач, он мог говорить на отвлечённые темы. И ты уже сам додумывал, допридумывал или додействовал. Каждая репетиция была не похожа одна на другую. Он умел позволять быть в сотворчестве с ним, хотя у него всегда был чёткий замысел.
Я играл служку в «Опричнике», на первых репетициях говорю: «Марк Анатольевич, он же преданный, как собака», я разделся до трусов и начал бегать за Раковым, как собака. Он сказал: «Ну, наигрались – и всё!» А теперь оденьтесь и давайте по-человечески попробуем. То есть я искал какие-то формы, гипертрофированные, а он нас возвращал к «человеческому». Всегда была возможность для живого восприятия, самоотдачи, импровизации, если она укладывалась в общий замысел режиссёра. Захаров был сердцевед. И про особенности актёрского организма он знал, как никто другой. Но умел признавать свои какие-то заблуждения – это черта большого художника, большого человека, который умеет слышать не только себя.
Марк Варшавер, директор Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова», заслуженный деятель искусств РФ:
– Считал и считаю – огромное счастье, что я работал с таким режиссёром. Великим, талантливым, мыслителем, пишущим пьесы, книги, сценарии. Он уникальная личность. Сложно поверить, что его нет. 40 лет я был рядом с ним. Делал всё, чтобы ему было удобно, комфортно. Я однажды сказал: «Марк Анатольевич, ни о чём не думайте, только ставьте такие спектакли, которые вы умеете делать». Он улыбался. Очень боялся слов «талантливо», «гениально» по отношению к своим работам. Когда я начинал восторженно высказываться, говорил: «Марк Борисович, подождите. Давайте посмотрим – пусть сначала спектакль выйдет, как зритель примет». Он крайне осторожен был к высказываниям о своей персоне. 40 спектаклей, которые остались в нашей памяти, на сцене театра, на экранах телевизоров... У каждого спектакля своя судьба. И самая уникальная у «Юноны» и «Авось». От неприятия и запретов до триумфа! Спектакль продолжает оставаться главным хитом нашего театра. За 43 года его жизни поколения выросли на сцене и в зале! А он будто вчера создан. И поэтому мы решили, что в день рождения будет звучать «Аллилуйя!» Марку Захарову!
Жизнь Марка Анатольевича – многогранна, творчество – неповторимо. Аплодисменты в его честь не кончаются! С днём рождения, Мастер!
О Марке Захарове в статье Дениса Горелова: Батальоны просят огня