Стратегии гениальных мужчин. – Харьков: Фолио, 2007. – 511 с.
Задумывая этот двухтомник, Валентин Бадрак выбрал исключительно выгодную на первый взгляд позицию – рассмотреть факты биографии гениальных людей прошлого и нынешнего времени с точки зрения современной психологии. Объяснить себе и читателям мотивы их поступков, которые сделали этих людей знаковыми в истории человечества. Понять – как они стали гениями.
Почему же затея оказалась реализована со знаком минус?
Мимо этих заманчиво оформленных книг пройти невозможно. Само название «Стратегии гениальных мужчин / женщин» уже говорит о том, что они удачно выделяются главной, интересной идеей на фоне подобных изданий, заполонивших книжные магазины и претендующих на энциклопедичность, но на самом деле являющихся «однодневками», вроде «Тысячи самых известных музыкантов… или писателей… или мыслителей… или… дворников». Имена, перечисленные в оглавлении, сами по себе привлекают внимание читателя: Клеопатра, маркиза де Помпадур, Винсент Ван Гог, Зигмунд Фрейд, Билл Гейтс, Альфред Нобель…
В список вошли также люди, применение к которым понятия «гений» вызывает некоторые сомнения, как, например, Мадонна, Владимир Ленин, Маргарет Тэтчер, княгиня Ольга, Джордж Сорос… И эти сомнения, конечно же, подтолкнут читателя к покупке книги. Выигрышная подача темы, точно рассчитанные на поверхностный читательский интерес подзаголовки – «Стремление к совершенству или шаг к безумию?», «От «плохих девочек» к «отступницам», «Любовь и секс в жизни выдающихся женщин» и так далее. Всё это делает двухтомник исключительно востребованным в нынешнее время у современного читателя.
Тем не менее почему же хочется, прочитав для начала биографии двух-трёх «любимых гениев» в изложении Валентина Бадрака, отложить книгу? Думается, автор, перелопативший тонны литературы (список которой почему-то не указал, а зря, это придало бы изданию значимость и вес!), чтобы изучить судьбы людей, о которых считал нужным написать, в сущности, не виноват.
Валентин Бадрак окончил Рязанское воздушно-десантное училище и Киевский государственный лингвистический университет. Был слушателем Школы управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета. С 1999 года – руководитель неправительственного аналитического Центра исследований армии, конверсии и разоружения. В последнее время занимается изучением мотивации в различных сферах человеческой деятельности и технологиями успеха. Искушение, несомненно, было велико. Поверить алгеброй гармонию! Разложить на составные элементы понятие «гениальность» и доказать, что ничего-то особенного в этих людях нет, всего лишь нестандартное детство, специфические обстоятельства и психофизиологический склад личности, невероятный запас жизненной энергии и нетрадиционный подход к решению различных проблем. В сумме – гениальность?
Однако боюсь, что в этом случае произошла некоторая подмена понятий, очень свойственная нашему времени и даже ставшая одной из наиболее ярких его характеристик. Деликатным определением «гениальный», которое становится выспренним и надуманным при употреблении всуе, автор заменил определение «успешный», имеющее право на существование в любом контексте и более подходящее по существу к теме этой книги, а главное, уже, без всякого сомнения, объединяющее всех тщательно отобранных из истории и современности героев.
Ведь именно «успешность» становится результатом усилий человека в определённых жизненных обстоятельствах, но не «гениальность», понятие, которое в просторечии звучит так – «дар Божий». И при внимательном прочтении именно формула успеха этих людей интересовала автора более прочего. Формула, которую читатель может применить к себе. «Каждый из людей, – пишет
В. Бадрак в главе о Джордже Соросе, – кто ощутил на своих губах сладко-горький вкус успеха, отличался прежде всего способностью предложить миру нечто новое. Успех любого человека зиждется на ноу-хау, причём внедрённом в сознание общества». Если такое мерило легко можно применять к тем самым «сомнительным» персонажам книги, о которых говорилось выше, то этот подход очень сильно обедняет, даже искажает портрет тех, кому определение «гений» пристало безоговорочно.
Было несколько странно прочитать о Льве Толстом следующее: «…Он всегда был прежде всего человеком, и не скрывал этого... Интерес к человеку, сумевшему победить себя и взойти на вершину успеха почти исключительно благодаря яростному стремлению к великим победам». Валентин Бадрак, возможно, перепутал, это о каком-то полководце, но не о классике русской литературы.
Писать о Ван Гоге вслед за Анри Перрюшо, издавшем жизнеописание многих великих художников и писавшем о них так, что сжимается сердце, а дух этих людей и их творчества витает над страницами, очень непросто. Однако Валентин Бадрак не испугался и написал, что Ван Гог принял решение о развитии «у себя маниакальной страсти к творчеству...». И далее: «Своей сумбурной, истрёпанной, как старая, брошенная книга, жизнью Ван Гог доказал миру, что даже долгие искания собственного призвания и поздний выбор пути не могут повлиять на результат самореализации…» Боюсь представить себе, как автор стоит перед картинами Ван Гога и видит в них лишь «результат самореализации»…
А вот из заключения: «Жизнь гениев всегда была не просто стремительным походом за успехом, а последовательным движением к высшему, часто только им понятному смыслу».
Прагматизм, который лежит в основе текста двухтомника, никогда, ни в коей мере не был основой жизни людей, которых теперь называют гениями. Называют тихо, вполголоса, иногда ограничиваясь просто именем. Видимо, потому, что это слишком сильное определение, чтобы разбрасываться им так, как делает автор «Стратегий».
Интересно, почему Валентин Бадрак не включил в свой список Александра Пушкина? Вероятно, потому, что последнюю его дуэль никак нельзя назвать успешной…