Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Маршруты Союзного государства

01 января 2007

ЭКОНОМИКА

Перевозки через Беларусь выгоднее и безопаснее, чем через страны – члены НАТО

Многие страны Балтии и Скандинавии по-прежнему выступают против Трансбалтийского газопроводного проекта «Нордстрим», что само по себе удлиняет сроки его строительства, которое, вдобавок, постоянно дорожает. Уже сегодня затраты по созданию этой артерии превышают 18 млрд долларов, в то время как расходы по строительству второй нитки газопровода «Ямал – Беларусь – Европа – 2» не достигают и 8 млрд долларов. К тому же этот вариант короче «Нордстрима» почти на треть, и, подчеркнём, трансбелорусский газовый маршрут поддерживается Польшей, Германией, Литвой. То есть благодаря такому маршруту существенно повышается экономико-политическая значимость Союзного государства в Европе.

Если «Нордстрим» может быть введён в действие не раньше 2016 года, то «Ямал – Беларусь – Европа – 2» – уже к 2013 году. Плюс к этому Вильнюс и Варшава, как сообщал «Лад», не против ответвления от этого газопровода в Литву и Польшу. И они не против российского газотранзита. Казалось бы, выгоды очевидны и для Беларуси, и для России…

Но упорное стремление «миновать» Беларусь, как показывают недавние тенденции, уже срабатывает против проектов роста российского газоэкспорта в Европу. Так, постоянные проволочки с согласием Болгарии и Венгрии (под давлением США и ЕС) на размещение в этих странах газопровода «Южный поток» из Краснодарского края не только удлиняют сроки его строительства, но и повышают расходы по его созданию на российской территории. Вдобавок, и в России максимальными темпами дорожают все составляющие строительства нефте- и газопроводов.

Россия в начале августа договорилась с Турцией о создании там «Южного потока» – то есть он «спускается» всё южнее, становится длиннее и, соответственно, дороже. Расходы по его созданию в Турции и через Турцию на 35% больше, чем через Болгарию. В целом эти затраты превышают 20 млрд долларов – против, напомним, 8 млрд по строительству газопровода «Ямал – Беларусь – Европа – 2».

А по «Северному потоку» пока нет официального согласия Швеции, Дании и Польши на его сооружение по дну Балтики. Почти аналогичная с «Южным потоком» ситуация…

Итак, Россия хотела избавиться от роста газотранзита – по крайней мере, через Беларусь и Украину. Но взамен получила куда более дорогостоящий и политически рискованный газотранзит через страны – члены ЕС и НАТО. В то же время Евросоюз требует снижения экспортных цен на российский газ и лоббирует трубо­проводы не из России и в обход России (из Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Норвегии, Ирана и даже из Ирака). В результате потенциальные доходы РФ по новым «внебелорусским» газопроводам снижаются, ибо, повторим, дорожает их строительство, а экспортные цены на российский газ повышать становится проблематичнее. В Евросоюзе уловили стремление России обойти Беларусь и успешно используют его в качестве рычага давления на российские газоэкспортные проекты и, соответственно, цены.

Проект «Ямал – Беларусь – Европа – 2» состоит из двух этапов. Первый – сооружение трубы от Несвижа до польско-германской границы. Он позволит дополнительно прокачивать в Европу 23,5 млрд кубометров газа в год. На втором этапе – при продлении трубы к Несвижу с востока, т.е. от Торжка (Тверская обл.), где проходит главная трасса «Ямал – Беларусь – Европа», – мощности этой артерии увеличатся до 33 млрд кубометров. То есть объём поставок по этой системе достигнет 56 млрд кубометров в год, причём с намного меньшими затратами и расстоянием в сравнении с «Нордстримом» и «Южным потоком».

В этой связи уместна комплексная достоверная оценка экономической эффективности всех новых газоэкспорт­ных проектов России. И, желательно, без предубеждения в отношении Беларуси и Союзного государства.

Алексей ЧИЧКИН

Обсудить в группе Telegram

Алексей Чичкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS