Перевозки через Беларусь выгоднее и безопаснее, чем через страны – члены НАТО
Многие страны Балтии и Скандинавии по-прежнему выступают против Трансбалтийского газопроводного проекта «Нордстрим», что само по себе удлиняет сроки его строительства, которое, вдобавок, постоянно дорожает. Уже сегодня затраты по созданию этой артерии превышают 18 млрд долларов, в то время как расходы по строительству второй нитки газопровода «Ямал – Беларусь – Европа – 2» не достигают и 8 млрд долларов. К тому же этот вариант короче «Нордстрима» почти на треть, и, подчеркнём, трансбелорусский газовый маршрут поддерживается Польшей, Германией, Литвой. То есть благодаря такому маршруту существенно повышается экономико-политическая значимость Союзного государства в Европе.
Если «Нордстрим» может быть введён в действие не раньше 2016 года, то «Ямал – Беларусь – Европа – 2» – уже к 2013 году. Плюс к этому Вильнюс и Варшава, как сообщал «Лад», не против ответвления от этого газопровода в Литву и Польшу. И они не против российского газотранзита. Казалось бы, выгоды очевидны и для Беларуси, и для России…
Но упорное стремление «миновать» Беларусь, как показывают недавние тенденции, уже срабатывает против проектов роста российского газоэкспорта в Европу. Так, постоянные проволочки с согласием Болгарии и Венгрии (под давлением США и ЕС) на размещение в этих странах газопровода «Южный поток» из Краснодарского края не только удлиняют сроки его строительства, но и повышают расходы по его созданию на российской территории. Вдобавок, и в России максимальными темпами дорожают все составляющие строительства нефте- и газопроводов.
Россия в начале августа договорилась с Турцией о создании там «Южного потока» – то есть он «спускается» всё южнее, становится длиннее и, соответственно, дороже. Расходы по его созданию в Турции и через Турцию на 35% больше, чем через Болгарию. В целом эти затраты превышают 20 млрд долларов – против, напомним, 8 млрд по строительству газопровода «Ямал – Беларусь – Европа – 2».
А по «Северному потоку» пока нет официального согласия Швеции, Дании и Польши на его сооружение по дну Балтики. Почти аналогичная с «Южным потоком» ситуация…
Итак, Россия хотела избавиться от роста газотранзита – по крайней мере, через Беларусь и Украину. Но взамен получила куда более дорогостоящий и политически рискованный газотранзит через страны – члены ЕС и НАТО. В то же время Евросоюз требует снижения экспортных цен на российский газ и лоббирует трубопроводы не из России и в обход России (из Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Норвегии, Ирана и даже из Ирака). В результате потенциальные доходы РФ по новым «внебелорусским» газопроводам снижаются, ибо, повторим, дорожает их строительство, а экспортные цены на российский газ повышать становится проблематичнее. В Евросоюзе уловили стремление России обойти Беларусь и успешно используют его в качестве рычага давления на российские газоэкспортные проекты и, соответственно, цены.
Проект «Ямал – Беларусь – Европа – 2» состоит из двух этапов. Первый – сооружение трубы от Несвижа до польско-германской границы. Он позволит дополнительно прокачивать в Европу 23,5 млрд кубометров газа в год. На втором этапе – при продлении трубы к Несвижу с востока, т.е. от Торжка (Тверская обл.), где проходит главная трасса «Ямал – Беларусь – Европа», – мощности этой артерии увеличатся до 33 млрд кубометров. То есть объём поставок по этой системе достигнет 56 млрд кубометров в год, причём с намного меньшими затратами и расстоянием в сравнении с «Нордстримом» и «Южным потоком».
В этой связи уместна комплексная достоверная оценка экономической эффективности всех новых газоэкспортных проектов России. И, желательно, без предубеждения в отношении Беларуси и Союзного государства.