Год культуры в Мытищинском районе завершается на высокой ноте. Прошедший здесь IV международный театральный фестиваль «Подмосковные вечера» стал настоящим смотром кассовых спектаклей. Конкурсная комиссия отобрала пятнадцать постановок, пользующихся наибольшей популярностью у местной публики. А участники фестиваля были не только из разных городов России и Украины, но также из Ирана, Сербии, Эстонии и Дании. Примечательно, что мытищинцы и гости района тепло встретили все театры – ни один спектакль не обошёлся без аншлага.
За восемь фестивальных дней зрители познакомились с инсценировками по произведениям У. Шекспира, А. Чехова, Э. Ионеско, А. Куприна, Ж. Ануя, А. Островского и других авторов, воплощёнными в самых разнообразных театральных формах – от классической драмы и комедии до трагедии-ритуала Зар и 3D-книги. Причём вручение Гран-при напрямую зависело от мнения публики, так как главным призом организаторы фестиваля – Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» и администрация Мытищинского района при поддержке Министерства культуры Московской области и Союза театральных деятелей России – объявили премию зрительских симпатий. Отрадно, что мытищинцы остались верны «ФЭСТу» и отдали победу его музыкально-поэтической фантазии «Марютка и поручик» по повести Бориса Лавренёва «Сорок первый», поставленной режиссёром Александром Каневским.
Не осталось равнодушным к этому спектаклю и компетентное жюри, в которое вошли театральные критики Григорий Заславский, Павел Руднев, Татьяна Тихоновец, Алла Шевелёва, искусствовед-маркетолог Мария Бошакова. Оно присудило актрисе театра «ФЭСТ» Ульяне Чеботарь, играющей Марютку, приз за лучшую женскую роль. Лучшим исполнителем мужской роли стал Андрей Иодловский из Озёрского театра драмы и комедии «Наш дом», покоривший всех в образе тихого маньяка Фредерика (спектакль «Вариации страсти» по бестселлеру Джона Фаулза «Коллекционер»). Симпатии жюри за лучшую женскую роль второго плана получила актриса Московского академического театра имени Маяковского Оксана Киселёва, играющая вдову купца Дарью Круглову в спектакле «Не всё коту масленица». За лучшую мужскую роль второго плана – актёр Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» Александр Лисицын, создавший убедительный образ мудрого генерала в спектакле «Гранатовый браслет».
Иранский театр Titowak, открывший фестиваль трагедией-ритуалом Зар «Макбет. Только первая собака знает, почему она лает» по пьесе У. Шекспира, получил приз за лучший актёрский ансамбль. «Приятно, когда приходится оценивать такие интересные постановки, – отметил председатель жюри Григорий Заславский. – Театр Titowak стал для нас одним из важнейших открытий. Невероятный спектакль, режиссёр которого Эбрахим Пошткохи учёл и биомеханику Мейерхольда, и психологический жест Михаила Чехова, и традиции комедии дель арте». Примечательно, что и завершился фестиваль Шекспиром. Датский художественный театр Tell to Joy привёз в Мытищи из Копенгагена моноспектакль «Джульетта», в котором известная трагедия перевоплощена в буффонаду. И хотя выступление Эльзы Валентим не покорило жюри, зато заставило смеяться и аплодировать весь зал. Так что своё первое выступление в России она может считать удачным.
А наградами фестиваля отмечены два других моноспектакля. Специальную премию молодым исполнителям «Ни пуха ни пера!» жюри вручило частному проекту из Нижнего Новгорода, выступавшему под эгидой творческой мастерской Granart. Четыре творческих человека – режиссёр Александр Ряписов, автор инсценировки Михаил Тяжев, художник Полина Гришина и актёр Николай Шубяков – объединились, чтобы поставить мощное экзистенциальное произведение Альбера Камю «Посторонний».
Не меньше поразил публику режиссёр Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра Дмитрий Богомазов, придумавший 3D-книгу «Крысолов» по рассказу А. Грина. Художник Александр Чаморсов прямо во время моноспектакля актёра Александра Форманчука создаёт ёмкую образную видеографику. За это воплощение на сцене поэтики блистательной литературы путём синтеза театра и современных мультимедийных технологий Д. Богомазов удостоен приза жюри за лучшую режиссёрскую работу.
Лучшим спектаклем большой формы признана комедия «Не всё коту масленица» Московского театра имени Маяковского, хотя изначально это камерная постановка. К слову, на пресс-конференции, посвящённой итогам фестиваля «Подмосковные вечера», члены жюри отметили: общая тенденция развития мирового театра такова, что событийные работы делают на камерных сценах. Примером такой трепетной, глубокой и интимной постановки стал спектакль-размышление «Король умирает» театра «Особняк» из Санкт-Петербурга, получивший приз за лучший спектакль малой формы.
Как отметил автор проекта, художественный руководитель театра «ФЭСТ», заслуженный артист России Игорь Шаповалов, IV международный театральный фестиваль «Подмосковные вечера» прошёл на хорошем уровне. Несмотря на то что фестиваль прошёл через достаточно большой промежуток времени, он вызвал неподдельный интерес у публики и деятелей театрального искусства. Каждый день проходили обсуждения постановок, мастер-классы, дружеское общение. Театр даже решился на опыт оперативного рецензирования: в течение недели студентами 4-го курса ГИТИСа под руководством Павла Руднева издавался фестивальный вестник. Но самое главное, «ФЭСТу» удалось исследовать проблему сочетания кассовости и профессиональной зрелости спектаклей и найти ту золотую середину, когда постановка интересна одновременно и публике, и актёрам.
Спектакль Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» «Марютка и поручик».
На первом плане – актриса Ульяна Чеботарь.