На этот раз в фестивале приняли участие театры из Мурманска, Севастополя, Уссурийска, Владивостока, Кронштадта, Театр Белорусской армии (Минск) и гости – Белгородский государственный академический драматический театр им. М.С. Щепкина и Российский государственный академический театр драмы им. Фёдора Волкова из Ярославля. Ну и, конечно, гостеприимный хозяин фестиваля – Театр Российской армии, открывший и завершивший фестиваль спектаклями Бориса Морозова «Судьба одного дома» по произведениям, пожалуй, лучших прозаиков военного поколения, и «Севастопольский марш» Натальи Скороход по «Севастопольским рассказам» Л.Н. Толстого. Оба спектакля явились мощным театральным полотном, вызвавшим в зрителях и участниках не просто высокие эмоциональные, но патриотические чувства.
Мы часто говорим сегодня о патриотизме, который необходимо возродить в подрастающем поколении, но школьные учебники полны противоречий, а телевизионные программы и художественные фильмы далеко не всегда вызывают сопереживание. Может быть, только театру под силу взять на себя эту ношу? Ведь он может сильно, захватывающе подчинить себе отнюдь не только старшее поколение. Другой вопрос – какие задачи ставит перед собой театр, развивает ли он и укрепляет законы русского психологического театра, делая произведение невымышленно современным и внятным молодым не только на уровне мысли, но и на уровне чувства. Как, например, спектакль режиссёра Станислава Мальцева «Сашка» по повести Вячеслава Кондратьева (Драматический театр Тихоокеанского флота, Владивосток), ставший одним из самых ярких впечатлений фестиваля своими размышлениями не только о Второй мировой, но и обо всех последующих войнах, где бы они ни происходили. Как спектакль «Я жду тебя на Графской…» режиссёра Александра Губарева по обозрению Аксиньи Норманской Драматического театра Черноморского флота им. Бориса Лавренёва – во многом несовершенный, упускающий важнейшие моменты истории Севастополя от его основания до сегодняшнего дня, но трогающий, «тёплый», по-человечески привлекательный.
А можно, например, оправдать вопреки автору предательство Рыбака в инсценировке повести Василя Быкова «Сотников», наполнив спектакль столь модными сегодня «расширениями горизонта», включив в ткань произведения фрагменты монолога Великого инквизитора из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и хронику Одессы 2 мая 2014 года (режиссёр Михаил Смирнов, Драматический театр Балтийского флота им. В. Вишневского, Кронштадт). Или без всякого переосмысления перенести на подмостки пьесу Алексея Дударева «Рядовые», трижды повторив в финале песню «Журавли» в исполнении Марка Бернеса, которая в этой назойливости абсолютно теряет свой горький, до глубины души трогающий смысл, как у режиссёра Ю. Фекеты в спектакле Драматического театра Северного флота (Мурманск). Или поставив волнующий спектакль-концерт бардовской песни «Он не вернулся из боя», где практически никакой режиссуры не наблюдается, но звучат неустаревающие и новые песни бардов (Ярославль)…
У каждого свои пути-дороги.
«Звёздная маска» была посвящена 70-летию Победы, и все спектакли ставились по военным произведениям. Исключение составили театры-гости, они привезли на фестиваль русскую классику – «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (режиссёр Евгений Марчелли, Ярославль) и «Касатку» А.Н. Толстого (режиссёр Семён Спивак, Белгород). Если бы была возможность подробно проанализировать их, получилось бы ярчайшее противопоставление русского психологического театра, дающего право пристально вглядеться в тонкую вязь человеческих отношений и событий, в развитие характеров, и того театра, очень популярного сегодня, который видит смысл зрелища в перелицовке, выворачивании наизнанку сюжета, наполнении его модными раздеваниями, сексуальной одержимостью персонажей и... растерянностью, когда текст против воли режиссёра вырывается наружу и разрушает всю придуманность. И тогда возникают живые человеческие отношения и живые интонации.
Но спектакль Евгения Марчелли номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска» в шести (!) номинациях, а спектакль белгородцев, одной из сильнейших российских трупп, кропотливо работавшей с одним из самых «пристальных» и талантливых сегодняшних режиссёров, которого питерские критики часто упрекают в излишней доброте и милосердии, прошёл мимо внимания экспертов…
У каждого свои пути-дороги.
Фестиваль «Звёздная маска» завершался итоговой конференцией, в которой приняли участие не только критики, но и представители Управления культуры Министерства обороны РФ (к слову сказать, они присутствовали и на каждом спектакле, что было очень важно для театров). Речь шла о многом – и о существовании этих специфических коллективов, и об их репертуаре, и о воспитании зрителей. Это был честный разговор, чего не могли не оценить присутствовавшие на конференции режиссёры и директора названных театров. Остаётся надеяться, что значимость «Звёздной маски» оценена по достоинству всеми заинтересованными сторонами и через два года фестиваль обязательно продолжится. Он одинаково нужен и важен не только для военных театров, но и для тех зрителей, которые заполняли зал на протяжении восьми дней. Потому что военные театры – это часть нашего отечественного театра сегодня.