Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 февраля 2016 г.
  4. № 5 (6540) (04.02.2016)
Общество

Масло «Вологодское», заморское

04 февраля 2016

Кому достанется знаменитый бренд? И всякая ли приватизация – благо?


Владельца бренда – учебно-опытный завод Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии им. Н.В. Верещагина – уже пытались продать весной прошлого года, но тогда местные власти предприятие отстояли. Теперь, похоже, оно всё же уйдёт с молотка. Роскомимущество выставило на продажу все 100% принадлежащих ему акций завода. Торги, как сообщили в Российском аукционном доме, назначены на 17 февраля.

Началом промышленного маслоделия в Вологодской области считается 1881 год, когда частный предприниматель Буман организовал на территории посёлка Молочное первый в России маслодельный завод. В 1911 году этот завод вместе с работающей при нём школой мастериц по распоряжению императора Николая II был приобретён у Бумана для организации в Вологодской губернии молочного института. То есть в начале XX века государство, понимая, что обучать специалистов надо, имея опытный участок, купило у частника производственную базу, а в начале века XXI частнику же её и отдаёт…

И ладно бы продавалось предприятие убыточное. Так нет же. Это самый крупный переработчик молока в Вологодской области. Половина объёма масла, производимого в области, приходится именно на этот завод, он выпускает 20 тысяч тонн цельномолочной продукции в год и обеспечивает рабочими местами 500 человек. В 2015 году предприятие заплатило в бюджеты разных уровней 86 млн. руб., получило 40 млн. прибыли. Завод владеет правом на рецепт и на бренд «Вологодское масло». Половина стоимости предприятия (оно выставлено на торги за 1 миллиард 80 миллионов рублей) – это как раз цена марки.

Съесть масло вместе с заводом пытались ещё год назад. Тогда руководство области достучалось до президента, и тот обещал не допустить уничтожения или ухудшения деятельности предприятия. И не допустил. Торги отменили. Но и реформаторы, поставившие себе целью избавить государство от уникальной агропромышленной лаборатории, не дремлют.

– Мы привыкли к войне, – говорит директор завода Сергей Молотков, – но и нас поразили темпы подготовки продаж. 29 декабря объявили, а уже 17 февраля – аукцион! Что за спешка?

Действительно, что за спешка? Приём заявок на участие в конкурсе заканчивается 9 февраля. Все ли возможные инвесторы успеют – с учётом длинных январских праздников – их подать? И неужели активы молочного завода – оборудование, комплекс зданий площадью 19,5 тыс. квадратных метров и автопарк – так скромны?

Может быть, конечно, новый собственник поднимет предприятие на небывалую высоту и завалит полмира вологодским маслом. Но почему-то в это верится с трудом. Слишком часто приватизация оборачивалась гибелью предприятий. Примеров таких по стране хоть отбавляй. Увы, интересы покупателя часто не совпадают ни с интересами коллектива, ни с интересами региона и государства в целом.

Один из примеров – Гаврилов-Ямский льнокомбинат в Ярославской области. Бывший флагман индустрии, градообразующее предприятие уже около 10 лет стоит. Рабочие разбежались. В обветшавших цехах догнивает оборудование.

– Здесь дед и бабка мои работали, родители, я сам. И дети мои могли бы работать, – рассказывал мне Владимир Синицын, директор одного из небольших частных предприятий, выросших на обломках развалившегося гиганта. – А ведь когда-то выпускали великолепную продукцию, даже на экспорт.

Из семи мощных льнокомбинатов России остались, по сути, два – в Костроме и Вологде. Остальные продали, как Гаврилов-Ям. И страна, производившая когда-то 70 % мирового льноволокна, скатилась в аутсайдеры.

Кстати, становление льняной отрасли в России – пример истинного государственно-частного партнёрства, о котором так любят говорить нынешние власти. Во второй половине XIX века купцы Коншин и Кашин в связке с братьями Третьяковыми, вложив собственные средства и взяв льготные кредиты, купили у англичан современнейшие прядильные машины, а царь, понимая важность происходящего, освободил промышленников от всех налогов и податей. Большая Костромская льняная мануфактура перерабатывала до 12 тысяч тонн льноволокна и вырабатывала до 50 миллионов квадратных метров готовых тканей. В собственных мастерских выпускались прядильные машины, не уступавшие английским, а порой и превосходившие их. Была создана школа подготовки кадров, учреждены именные стипендии. Из мастеровых людей выдвинулись умельцы, создавшие принципиально новое, не имеющее аналогов в мире оборудование. Некоторым из них Третьяковы назначили пожизненные пенсии и даже завещали часть своего наследства.

Нынешняя власть тоже порой от «податей» освобождает, но вот беда – результаты очень скромные. Может быть, не тем помогаем и не тем за копейки народное имущество распродаём? Тот же Гаврилов-Ямский льнокомбинат был в своё время продан Гута-Банку. Как поведал мне Владимир Синицын, оговаривалось, что банк вкладывает 8 миллионов долларов в развитие производства. Но банк, на­оборот, эти 8 миллионов с комбината вытащил. Друг Синицына Павел Тельнов, работавший тогда директором, написал о том губернатору. И через три недели был уволен.

Да, Третьяковых нынче днём с огнём не сыскать, а «эффективных собственников» пруд пруди. В той же Вологодской области они проявили себя в полной мере, уничтожив маслозаводы в древнем городе Белозерске, в райцентре Кадуй, в других районах. Почти все птицефабрики проданы «иностранным инвесторам», которые первым делом ликвидировали цеха по убою и переработке птицы, лишив вологжан возможности покупать продукты по более низким ценам. Стёрты с лица земли крупные откормочные комплексы в селе Васильевском под Вологдой и под череповецким селом Нелазкое. Прекратил существование свинокомплекс в Надееве – крупнейший в России производитель свинины. Собственник, за которым уже тянулся уголовный след, набил собственные карманы и… исчез, а 400 рабочих и специалистов оказались выброшенными за ворота.

Не такая ли судьба ждёт и процветающее ныне предприятие ОАО «Учебно-опытный государственный молочной завод» Вологодской молочно-хозяйственной академии им. Н.В. Верещагина?


P.S. Судя по распространённой в интернете информации, молочный завод хотят купить две крупные иностранные фирмы. Вряд ли, прямо скажем, их интересуют работающие там местные специалисты и оборудование. Самое ценное для бизнеса на этом заводе – бренд. Выросшие в Советском Союзе помнят вкус вологодского масла ещё с тех времён и охотно покупают его по сей день. Санкции когда-нибудь будут отменены, и что помешает иностранному владельцу бренда перенести производство на любой свой завод в любой другой стране? Будет по меньшей мере смешно, если эта наша родная торговая марка окажется у иностранцев и мы будем не замещать вологодским маслом импорт, а любимое с советских времён масло импортировать.

Тэги: Россия Экономика Производство
Обсудить в группе Telegram

Александр Калинин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Камин для брака

    03.04.2024
  • Рыба на столе россиян

    31.03.2024
  • Денис Пушилин: «Я горжусь своими земляками»

    16.01.2024
  • Не оставляй попыток

    23.11.2023
  • Жизнь взаймы

    22.11.2023
  • Отрезанный ломоть,

    549 голосов
  • Кто заработал на продаже Аляски

    494 голосов
  • Мина, заложенная Максом Фасмером

    445 голосов
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Политика, опрокинутая в прошлое

    300 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS