Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Масса «Ассы»

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Борис Барабанов. Асса: Книга перемен. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. – 279 с.: ил.

Надо признать, идея подобного издания – книга про фильм, процесс его замысла, съёмок и первых зрительских реакций с наслаивающимися друг на друга фрагментами интервью создателей (от режиссёра до монтёра), друзей создателей, а также кучей нечётких фотографий из домашних и студийных архивов – идея сама по себе богатая. Из подобных, замешенных на ностальгии документальных кинороманов с картинками можно легко составить – в соответствии с духом времени – целую серию. Издатели, хватайте! «Джентльмены удачи», «Пираты ХХ века», «Любовь и голуби» да какая-нибудь «Зимняя вишня», в конце-то концов, – учитывая их былые прокатные сборы, тираж каждой из подобных книжиц с лихвой окупит первоначальные вложения и уж наверняка превзойдёт заявленные 5000 экз. рецензируемого повествования. 

«Асса», кстати, стала бы последним томом этой условной серии с точки зрения хронологии. После неё и вплоть до сегодняшнего времени отечественных кинолент, о которых хотелось бы прочесть специальное сочинение, похоже, так и не появилось. При том что фильм Сергея Соловьёва – здесь стоит согласиться с автором «литпамятника» ему, обозревателем известной газеты, радиоведущим и продюсером Б. Барабановым – «возможно, не великий». Но тот относительно краткий, неповторимый, сумбурный, шалеющий от неясных предощущений исторический отрезок, в который он был задуман и снят, выразил чрезвычайно ёмко. А популярность свою и статус явления прорывного сей артефакт – опять-таки сумбурный, неровный, но при этом не лишённый странной притягательности (сегодня он бы однозначно проходил по ведомству арт-хауса и «кино не для всех») – обрёл благодаря двум вещам. Доживавшей свои последние деньки системе советского государственного кинопроката, которую Барабанов отчего-то клеймит «монстрообразной машиной». И советской контркультуре, с её авангардом в лице рок-музыки, впервые показавшейся на широкое обозрение. Попавшей в фильм совершенно случайно – благодаря стечению обстоятельств. Фигурирующей там в виде довольно специфическом, конформистском, чтобы не сказать ущербном – под руку с попсовыми песенками Владимира Матецкого, с Цоем, устраивающимся в финале на работу в ресторанный ансамбль, а оказывающимся на чисто метафорической «всенародной» эстраде. 

«Перемен! Мы ждём перемен!» Дождались довольно скоро и с лихвой. В том числе и в сфере самого русского рока, чью дальнейшую не слишком-то благовидную в целом судьбу «Асса» предсказала. Или напророчила. 

Об этом Барабанов и его многочисленные конфиденты – непосредственные участники событий двадцатилетней давности – почитают за лучшее не рассуждать. Вспоминают всяческие байки, нюансы, подробности, порой довольно забавные. После чего автор-интервьюер вдруг берёт да и резюмирует на задней стороне обложке: фильм, дескать, «изменивший сознание целого поколения». Что ж, если вдуматься, в некотором смысле оно действительно так. 

Егор НЕРАДОВ

Обсудить в группе Telegram

Егор Нерадов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS