Объявлены названия и имена претендентов на главную российскую профессиональную в области сценических искусств: экспертные советы национальной театральной премии «Золотая маска» (совершив 449 командировок в десятки городов страны и отсмотрев 563 спектакля, как о том дотошно сообщает официальный пресс-релиз) определили полсотни постановок, явившихся, на их взгляд, наиболее яркими в сезоне 2007/08 гг.
Лучшие спектакли в каждом из театральных родов, а именно в драме, опере, балете, современном танце, оперетте на пару с мюзиклом, кукольном театре, а также особо выделенном конкурсе экспериментальных творений, будут названы 18 апреля будущего года по завершении фестиваля, который по традиции продемонстрирует Москве всех «хороших и разных» представителей премиального шорт-листа. Все будущие обладатели «Золотых масок» в многочисленных частных номинациях – лучшие режиссёры, кукловоды, танцовщики, художники по свету etc – также пройдут парадом-алле по столичным подмосткам в числе участников одноимённого фестиваля. Согласно положению о премии на неё – в персональном плане – выдвигаются преимущественно создатели тех постановок, которые номинированы «целиком» (что логично, поскольку театр, как известно, есть наиболее коллективное из всех искусств).
Впрочем, возможны и редчайшие исключения. Таким стало на сей раз появление в списке претендентов на «Маску» в категории «Лучшая работа дирижёра в оперном театре» Михаила Плетнёва – при том что ГАБТовская «Пиковая дама», которой он дирижировал, не вошла в число спектаклей-номинантов. Но Большому театру, наверное, нет нужды особо сетовать на сей факт: сразу три его балетных постановки («Пламя Парижа», «Сильфида» и «Урок») украсят собой афишу весеннего премиального смотра. Это количество уступает разве что петербургской Мариинке, традиционному лидеру золотомасочного «расклада», которая будет бороться за премии двумя названиями в опере («Братья Карамазовы» и «Очарованный странник») и двумя в области балета («Карнавал» плюс действо под названием «Диана Вишнёва: красота в движении», копродукция театра и продюсера Сергея Даниляна). И в том и в другом конкурсе в соответствии со своим названием значится и постоянный участник «Маски» – Пермский театр оперы и балета.
В драме абсолютными лидерами выступают два других прославленных коллектива из Санкт-Петербурга, делегировавшие в круг соискателей по две своих работы. Это Александринский театр с «Чайкой» и «Женитьбой» и БДТ с «Дядюшкиным сном» и «Дамой с собачкой». А вот московское «драматическое» представительство в номинационных списках («Берег утопии» в РАМТе, «Роберто Зукко» в МТЮЗе, «Бесприданница» в «Мастерской П. Фоменко», «Битва жизни» в «Студии театрального искусства» С. Женовача и молодёжная «Шведская спичка» Театра Наций) по итогам сезона и, кажется, впервые за всю историю «Золотой маски» уступило в количественном отношении питерскому и уравнялось с числом спектаклей, представляющих российскую провинцию. Нет Москвы – причём как уже много лет подряд – в кукольных номинациях (правда, здесь честь региона будет отстаивать Театр «Огниво» из подмосковных Мытищ, «замахнувшийся» на «Вишнёвый сад», соперниками которого выступают два питерских и три периферийных спектакля). А в конкурсе «Оперетта/мюзикл» столица смогла предъявить только работу… Московского Художественного театра, чьё оригинальное прочтение «Конька-Горбунка» было решено числить по музыкальному разряду (интересно, что в прошлом году МХТ прошёл в «Маску» по номинации «Современный танец» – весьма красноречивое свидетельство современного состояния одной из самых прославленных драматических сцен мира). В числе других номинантов куда более привычные для данного жанра театры музкомедии – из того же Петербурга, из Новосибирска и Екатеринбурга.
Два последних города, давно зарекомендовавшие себя в качестве признанных театральных центров, лидируют и в «общем зачёте» среди российских регионов: у уральского центра в общей сложности 15 номинаций (в том числе за счёт конкурса в современном танце, где екатеринбуржцы давно держат звание передовиков); у центра сибирского – 12. Десять мест досталось своеобычному и крайне интересному театральному искусству Республики Саха – на премию претендуют опера и ТЮЗ из Якутска и кукольный театр из города Нерюнгри.
У выбора, сделанного экспертными советами, естественно, будут противники, оппоненты, недовольные. Но при всей его субъективности и малой «репрезентативности» (лучших определяют 16 человек, по восемь экспертов в музыкальном и кукольно-драматическом советах; хотя по-иному в огромной стране с несколькими сотнями театральных коллективов просто невозможно) какие-то очевидные тенденции в положении сценических дел он улавливает и транслирует достаточно чётко. Например, неуклонное расширение ареала качественного искусства – в числе нынешних соискателей премии спектакли из 15 городов. Или же вышеупомянутая постепенная сдача Москвой своих былых позиций «театральной Мекки», видная в последнее время, что называется, невооружённым взглядом и нашедшая себе прямое подтверждение в номинационной «арифметике»: на 73 «пункта», доставшихся в общем списке провинции, и 64 петербургских претендента Москва «отвечает» только 44 позициями.
Но столицей, она как бы то ни было, пока остаётся – и не только государственной. Подтверждением чему служит тот поистине грандиозный размах театральных событий, которым «Золотая маска» планирует отметить своё грядущее 15-летие, невзирая ни на какой кризис. Дорогой огранкой собственно фестивального смотра, уже начиная с февраля, станут и непременный специальный московский показ премьер Мариинского театра, и продолжение проекта «Легендарные спектакли и имена ХХ века» (он прирастёт такими знаковыми фигурами, как Сильви Гиллем, Иржи Килиан и Уильям Форсайт), и, наконец, впервые большая внеконкурсная программа «Маска Плюс», в рамках которой москвичи смогут увидеть целый выводок – снова процитируем пресс-релиз – «ярких, нестандартных, по-своему замечательных спектаклей из России, а также из стран СНГ и Балтии».
Как говорится, следите за рекламой!