В мире есть много приятных мест, куда артисту русского балета хочется приезжать выступать и знать, что будешь обласкан публикой. Но не назвать ни одной страны мира, ни одного театра, ни одной дирекции, где бы справились с проектом под названием Benios de lа Danse. И смогли бы организовать его не как разовую акцию, а утвердить как неотъемлемую часть современной культуры и удерживать высокий статус на протяжении 30 лет! Казалось бы, что им мешает? Финансирование найдётся, менеджмент первоклассный, машина заработает… Но нет. Не хватает мощной истории, на которой покоится идея Benios de lа Danse, и объединительного духа подлинного интернационализма, исходящего от России, Москвы, Большого театра и Григоровича.
Сила и уникальность Benios – в сочетании мирового авторитета русской школы балета, открытости и широте интересов самой Программы, основанной в Москве в Большом театре в далёком 1991 году. В круг Benios de lа Danse с тех пор вошли 150 артистов, балетмейстеров, деятелей балета из 20 стран мира, которые бы никогда, ни при каких иных обстоятельствах не встретились друг с другом на сцене Большого театра в день вручения приза. Никогда не почувствовали бы себя единой большой семьёй. Дело не в одной заветной статуэтке и лауреатском звании, хотя они очень важны, в них признание артиста. Дело именно в ощущении масштаба, казалось бы, эфемерной балетной материи и мужественной балетной профессии, их по-прежнему большого влияния на мировую культуру.
Мы можем уверенно судить об эффективности самой модели проекта – в нём всё на виду и определяется высшими интересами профессии, логикой развития современного танца. Лучшие выбирают лучших в своём цехе. Выбор лауреата естествен. Многие решения жюри выносились «по умолчанию», будучи бесспорными для профессионалов. В обсуждении никакого накала грубых страстей. За столом жюри – люди, давно доказавшие свои полномочия и авторитет. Некоторые приезжали, чтобы увидеться с Григоровичем. Он задавал ясные критерии истины. Сам, ни с кем и никогда не соревновавшийся, он производил своим присутствием некую настройку, при этом не стремясь доминировать. Он стремился быть равным среди равных. Хотя все всегда понимали: на его имени держится Benios de lа Danse. На его блистательной и самоотверженной команде во главе с Региной Никифоровой и Ниной Кудрявцевой-Лури. Они привели Benios de lа Danse к славному 30-летию. Вооружили тех, кто пойдёт за ними, опытом и авторитетом. Мы аплодируем им.
Было бы вокруг театра и балета мирное небо. Улеглись бы наши тревоги. Не впадали бы мы в отчаяние и не принимали бы быстрых, необдуманных решений. Поздравим друг друга с 30-летием Benios de lа Danse, общим праздником всех влюблённых в танец. Он не должен забыться в бедах жизни. Беды уйдут – искусство останется.
Юрий Григорович / Нина Аловерт