Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969 – 2005 гг.). – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. – 775 с.
Про то, что с кинематографической отраслью нашей не всё в порядке, и уже давно, – хорошо осведомлены представители даже тех фокус-групп, которые не читают не то чтобы научную литературу, а вообще ничего. Это положение дел всяк называет по-разному, в соответствии со своим вкусом и интеллектом, а теперь благодаря Михаилу Жабскому кризисный процесс получил ёмкое и красивое обозначение – социокультурная драма.
Сотрудник НИИ киноискусства смотрит на большой экран, вооружившись бестрепетным социологическим инструментарием, вот уже сорок лет. То есть примерно с того самого поворотного момента, когда поступательный рост массовости кинематографа сменился обратной фазой – поначалу незаметным для обычного глаза снижением, однажды перешедшим в крутой штопор. Для анализа, объяснения ситуации, а также для формулирования некоторых рецептов у социолога имеется обширный объём информации: цифры, факты, расчёты, результаты социологических опросов, а ещё обильная база из материалов СМИ. Плюс «вся мудрость человечества». Автор не забывает, что имеет дело с явлением искусства (хотя одновременно и с продуктом потребления также), поэтому на страницах его труда фамилии Тарковского, Говорухина или Меньшова гармонично соседствуют с ссылками на Канта, Гоббса и Маркса. А таблицы, посвящённые «зрительской активности отдельных демографических социальных групп сельского населения» советского периода, с таким, к примеру, изящным пассажем: «в отношении кино особенно справедлива мысль философа Л. Сенеки: человеку свойственно удивляться больше новому, чем великому».
Одним словом, перед нами действительно «аналитическая летопись», писавшаяся на протяжении нескольких десятилетий, и подлинно фундаментальное исследование.