Евг. Сидоров с любовью называл Конецкого доморощенным философом. Сергей Иванов, будучи военным министром, назвал честным писателем и гордостью флота. Некоторые читатели и читательницы именовали своим спасителем – его искренняя проза удержала от трагических поступков и вернула веру в людей. Кто-то считал его непревзойдённым мастером «морской травли». Сам Виктор Викторович полушутя-полусерьёзно говорил, что берёт самоиронией и тонким лиризмом. Иронии хватало и по отношению к другим, но она была не издевательской, а сочувственной, он не разрушал, а создавал – достаточно вспомнить последнюю встречу автора-повествователя с Невезучим Альфонсом, над похождениями которого из года в год всласть смеялись читатели. И вдруг – грустные слёзы, катарсис!
В интервью, данном в 1977 г. «ЛГ», Конецкий, уже завоевавший сердца читателей своей путевой прозой, размышлял о дальнейшем курсе: «…В нашем писательском деле вся правда, как это ни парадоксально, как раз там, где наряду с богатым жизненным материалом присутствует фантазия, творческое воображение, то есть там, где начинается проза художественная. Путешествие в этот, во многом новый для меня мир – вот о чём я думаю сейчас…»
И потом не раз вздыхал, словно стыдился своей документальности: «Года к суровой прозе клонят. Пора расставаться с путевой. Ей слишком недостаёт суровости».
Но Конецкий не ушёл в чистую выдумку, не расстался с путевой прозой, не написал, как и его любимый Чехов, романа в строгом филологическом смысле. Он последовал вольной формуле Стендаля, определявшей роман как зеркало, с которым идёшь по большой дороге. Таким панорамным зеркалом стало главное произведение В. Конецкого – роман-странствие «За Доброй Надеждой» в восьми книгах, написанный в период с 1969 по 2000 г. И суровости в этой книге длиною в жизнь достаточно. Как впрочем, и других сторон бытия, – Конецкий был мастером отступлений: лирических, философских, исторических, политических, семейно-биографических и, конечно, юмористических.
Именно жанр путевых заметок принёс Конецкому славу, которой он с напускной заносчивостью хвастался перед своим старинным другом Ю. Казаковым. Юрий Павлович отвечал ему тем же. Их тёплая переписка, как и эпистолы В. Шкловского, перестрелочные статьи-снаряды через океан с Василием Аксёновым и многие другие составляющие литературной жизни шестидесятников органично вошли в роман-странствие.
Два звания чётко прослеживаются в его жизни: звание русского писателя и звание русского морского офицера.
Воспитанник флота, Конецкий тяжело переживал его унижение и уничтожение в последние годы своей жизни, его голос звенел от негодования и возмущения. У него были биография, гражданская позиция и нежелание сбиваться в литературные стаи.
Блокадный Ленинград, эвакуация, служба спасателем на судах Северного флота (около сотни спасённых жизней!), многомесячные тропические рейсы на сухогрузах и маленьких сейнерах вдоль ледовой кромки России. От четвёртого помощника – до капитана дальнего плавания. «Ни всемирную, ни тем более русскую литературу я, даже дав самый полный передний ход, никуда не двину и даже дрогнуть не заставлю. И потому вдруг твёрдо решил, что следует мне писать откровенно и прямо только для моряков, для морского читателя», – признавался Конецкий в документальной повести «Никто пути пройдённого у нас не отберёт», вышедшей в 1987 г.
Но получилось как получилось. В каждой, даже самой далёкой от моря библиотеке есть полка с его книгами. В. Конецкого читают, перечитывают, переиздают. Недавно одна из крупных судоходных компаний сделала заказ на собрание сочинений писателя для судовых библиотек.
Его любят и помнят. Его именем названы мощный танкер и новый морской буксир-спасатель ВМФ. К 85-летию писателя на экраны вышел 4-серийный фильм «Завтрашние заботы» по его повести. В морском колледже Санкт-Петербурга установлена закладная доска на месте будущего памятника писателю, работа над которым уже ведётся. Да и колледж решено назвать его именем.
Накануне 85-го дня рождения писателя в РНБ состоялся вечер его памяти, который тепло вела вдова писателя Т. Акулова-Конецкая. Актовый зал не смог вместить всех желающих. Десяток курсантов Государственного университета морского и речного флота им. адмирала Макарова слушали выступающих стоя. С воспоминаниями о ЛИТО, где в 50-е годы под руководством Л. Рахманова и Ю. Слонимского проходили литературную учёбу три Виктора – Конецкий, Курочкин, Голявкин – и оттачивали стиль уже заявившие о себе А. Володин и В. Пикуль, выступил литературный критик Игорь Кузьмичев. Народный артист России Иван Краско вспоминал своё творческое соприкосновение с произведениями однокашника по военно-морскому училищу. Звучали фрагменты произведений В. Конецкого. Команда буксира-спасателя, названного его именем, белела в зале парадной формой. Не хватит места перечислить всех выступивших с воспоминаниями.
…И в конце с чёрно-белого экрана нам махнул рукой отважный капитан в чёрной пилотке и потёртом бушлате: «Удачи всем!»