Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Мастер исторического жанра

01 января 2007

ИСКУССТВО

Более десяти лет Александр Беглов руководит Щёлковской муниципальной художественной галереей и уже три года возглавляет Союз художников Подмосковья.Он родился в Москве в 1960 году, но большая часть его жизни связана с городом Щёлково. Свой путь в искусство он начал с уроков живописи, которые брал у Арнольда Фокина, последователя Николая Фешина – ученика Ильи Репина. Так выстраивалась его первая «генетическая линия» в искусстве. В 1988 году Александр Беглов успешно окончил Московское художественное училище памяти 1905 года и уже на следующий год в составе первого набора студентов поступил во Всероссийскую академию живописи, ваяния и зодчества (ВАЖВиЗ), в историческую мастерскую её ректора, академика, народного художника СССР Ильи Глазунова.

Основополагающим принципом обучения студентов Глазунов положил изучение истории России, классического наследия русского и европейского искусства. Студенты совершают поездки в Киев, Чернигов, Псков, Санкт-Петербург и другие старинные русские города. Практика копирования в Эрмитаже картин Рубенса, Ван Дейка и других великих мастеров, штудирование с гипсовых слепков античных скульптур в музее Художественного института им. И.Е. Репина (бывшей Императорской академии художеств) являлись составной частью учебной программы обучения.

Композиции в ВАЖВиЗ задавались на историко-религиозные темы по образцу Российской Императорской академии художеств. Во времена СССР обращение к живописи XIX века и тем более написание картин на библейские сюжеты в лучшем случае вызывало иронию. (Но прошло время, и те же «критики», забыв о своих насмешках над «устаревшим академизмом», со всей силой своего таланта взялись за полотна исторического и религиозного содержания…) Большое влияние на творчество Александра Беглова оказала поездка в Италию в 1990 году, организованная Ильёй Глазуновым. Здесь он своими глазами увидел шедевры античного искусства и эпохи Возрождения. Позже он уже самостоятельно посетил ряд европейских стран с целью изучения западноевропейского классического искусства (Италия, Франция, Австрия, Словакия, Финляндия).

Диалог Антония и Цицерона, 1991После трёх лет обучения Александр Беглов ушёл из академии и был принят в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (МГАХИ им. В.И.Сурикова) в мастерскую его ректора народного художника СССР профессора Льва Шепелева. Учёба в институте расширила его творческий кругозор, в частности, углубила понимание русской живописи советского периода и того огромного места, которое она заняла в истории мирового искусства.

В своём творчестве Александр Беглов использует традиции русской классической школы изобразительного искусства. Написание многофигурных композиций на историческую тему является опосредованным, часто иносказательным отображением современной действительности. Среди самых известных публике его работ следует отметить картины «Христос в Гефсиманском саду», «Диалог Антония и Цицерона», «Вечер у Петра I», «Накануне экзамена (А.С. Пушкин)», «Вечер на реке Воря», «Битва под Москвой»… Художника волнуют времена древних греков и римлян, мучительного рождения России, учреждения государственности и последующие вехи её истории. Ему присущи накал страстей и величественное изображение сцен. И масштабные полотна, и камерно-лирические произведения художника заставляют  зрителя сопереживать.

Проклятие Хама, 1991 г.В картинах Александра Беглова нет однообразия ни в выборе и трактовке тем, ни в характере композиции, ни в рисунке, ни в колорите. В них всегда присутствует стремление к точной психологической мотивированности сюжета, а главное, в них нет равнодушия. Картины написаны в реалистической манере, продолжающей традиции многих великих мастеров русского искусства и культуры. В жанровых сценах, портретах и пейзажах чувствуется влияние учеников репинской школы живописи, виден глубокий интерес к русской истории и православию. А главная особенность мастера – это умение передать атмосферу жизни другой эпохи, ушедших времён и народов.

И хотя художник отдаёт предпочтение историческому жанру, его творчество гораздо шире. Философская рассудительность в нём сочетается с романтической таинственностью. Некоторые работы имеют аллегорический подтекст, это видно по деталям, введённым в полотна, но главное – мечтательная устремлённость, которая придаёт его произведениям особую привлекательность.

Будучи руководителем Щёлковской художественной галереи и председателем Союза художников Подмосковья, Александр Беглов ведёт большую просветительскую, собирательскую и выставочную работу. Один из самых успешных выставочных проектов был организован им с финскими художниками в рамках культурного обмена городов-побратимов Щёлково и Лохья. Нельзя не сказать и о культурной акции в Рязанской области, где было проведено более тридцати выставок в краеведческих музеях, и каждому были  подарены картины.

Александр Беглов руководит Щёлковской галереей со дня её основания в 1996 году. При его деятельном участии здесь собрана интересная музейная коллекция изобразительного искусства советского и современного периода, и, что немаловажно, для приобретения картин из бюджета Щёлковского района не было истрачено ни одного рубля.

Елена КУЗНЕЦОВА

Фото из архива Александра Беглова

Обсудить в группе Telegram

Елена Кузнецова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS