Сухие документальные строки свидетельствуют: «Курский музыкальный техникум основался в 1921 году под наименованием «музыкальная студия» и затем в 1922 году преобразован(а) в техникум, с какого времени он находится в ведении губпрофобра». 29 октября датирован список учащихся и преподавателей, направленный его руководством в Курский губпрофобр, что свидетельствует о начале деятельности техникума не позднее октября 1922 года.
Но история музыкального образования в «соловьином крае» началась гораздо раньше и являет собой наглядный пример преемственности и непрерывности традиций. Сегодня трудно, практически невозможно разделить «биографии» двух курских учебных заведений – колледжа и Детской школы искусств № 1 им. Г.В. Свиридова. Оба они выросли из единого корня.
Ещё в 1824 году в Курск переехал и начал давать частные уроки игры на скрипке удивительный человек, подвижник и энтузиаст – М.П. Гердличко (1767/1768–1869), участник Отечественной войны 1812 года, герой Бородинской битвы, награждённый за отвагу золотой саблей. Известна точная дата – 5 июня 1843 года – день открытия на Сергиевской улице (ныне улица Гайдара) Музыкальной школы с пансионом, основанной Матвеем Петровичем, в которую он принимал детей всех сословий с 10-летнего возраста. Гердличко руководил своей школой до последних дней жизни (он скончался на 101-м году) и за время своей педагогической деятельности подготовил свыше двух тысяч учеников.
Его дело продолжил композитор, пианист, педагог Аркадий Максимович Абаза (1848–1915), открыв в феврале 1882 года свои Музыкальные классы, в которых велось обучение игре на фортепиано, струнных инструментах и сольному пению. Классы Абазы просуществовали до 1915 года.
Прочный фундамент для профессионального музыкального образования в Курске уже был создан. И в том же 1915 году после смерти Абазы на смену его учебному заведению пришли музыкальные классы при Императорском музыкальном обществе. Тогда, в годы Первой мировой войны, в Курск переехали преподаватели Императорского музыкального училища, среди которых был и Илья Абрамович Егудкин, будущий первый директор Курского музыкального техникума. Кстати, именно у Егудкина по классу скрипки учился знаменитый советский композитор Матвей Блантер.
Ещё только несколько памятных дат. В 1936 году техникум был переименован в Курское музыкальное училище. В 1949-м оно обрело свой постоянный адрес: улица Ленина, 75. В 1998 году учебному заведению присвоено имя Георгия Васильевича Свиридова и, наконец, в 2003 году – новый статус – колледж.
Но лучше всего воспринимается не официальная хронологическая летопись, а живые воспоминания от первого лица. Многолетним очевидцем жизни КМК им. Свиридова изнутри является Людмила Ивановна Чунихина, выпускница 1967 года, а затем – с 1989-го по 2019 год – директор, во многом определившая нынешний курс «свиридовского корабля».
Замечательный ансамбль «Полдень»
«С колледжем связана буквально вся моя жизнь! От учёбы до директорства в течение более 30 лет. Какая яркая творческая атмосфера была здесь, когда я училась! В 1950-х годах к нам приехали молодые педагоги из Ленинграда, Саратова, Москвы. Преподаватели занимались не только непосредственно обучением ребят, но сами стали давать концерты. Много и часто. Учили на собственном примере. Мы тогда силами училища фактически заменяли целую филармонию. У нас существовали два хоровых коллектива. И студенты всех отделений, независимо от основной специальности, обязательно должны были петь в хоре. Кстати, принимать государственные экзамены в Курск приезжали маститые профессора, чаще всего из Гнесинки. И опять же абсолютно все студенты присутствовали на этих итоговых испытаниях. Другими словами, училище функционировало как единый неделимый организм.
Одна из первых моих задач, когда я уже стала директором, – вернуть непрерывность обучения с самых ранних азов и до высокого профессионального мастерства. Не могу в этой связи не упомянуть об отчётных концертах колледжа! По 600–800 человек собирались послушать наших студентов. При колледже сформировалась своя неравнодушная слушательская аудитория. Мы потом внимательно разбирали отзывы, учитывали критику, пожелания, даже замечания к репертуару. Мы всегда стремились к тому, чтобы студент по возможности не останавливался на среднем образовании, а продолжал совершенствоваться дальше. Вот, к примеру, смешанный хор (художественный руководитель и дирижёр Наталья Вродливец) работал с такими корифеями, как Александр Ведерников, Владислав Чернушенко, Владимир Минин. Столько интересных программ вместе сделали! Да и в сфере образования многие свиридовцы нашли свою судьбу. В 1960–1980 годы у нас в области стали открывать музыкальные школы. И директорами в них становились наши выпускники».
КМК им. Свиридова – действительно уникальное учебное заведение! Вот, например, такое редкое для учебных заведений отделение, как «Музыкальное звукооператорское мастерство», было открыто в МССМШ им. Гнесиных в сентябре 2018 года. А в Курске, по инициативе Чунихиной, это отделение было открыто уже в 2011-м.
А главное – начиная с 2005 года колледж регулярно проводит Международные студенческие научно-практические конференции «Свиридовские чтения», на которых выступают как авторитетные профессора и учёные, так и студенты. Неоценимую помощь в организации и проведении «Чтений» оказывал и оказывает президент Национального свиридовского фонда и директор Свиридовского института Александр Сергеевич Белоненко, племянник композитора. Инициатором же проведения конференций являлась также Л.И. Чунихина .
Она вспоминает: «Как зарождались «Свиридовские чтения»? Можно сказать, именно у нас Георгий Васильевич начинал своё музыкальное образование. Его творческая и жизненная позиция оказалась абсолютно созвучна тем идеалам, какие мы старались воспитывать в студентах. Поэтому я выступила с инициативой присвоить колледжу имя Свиридова, что и было сделано в 1998 году. Тогда же родилась идея устраивать у нас встречи с теми, кто мог бы поделиться своими личными воспоминаниями о композиторе. И из простого и задушевного общения с земляками-курянами мы в итоге пришли к регулярным научным конференциям».
Как символично созвучие этих слов с высказываниями нынешнего директора колледжа Валерия Сергеевича Яковлева – буквально перекличка поколений.
«В колледж я пришёл с готовой концепцией дальнейшего развития учреждения. Думаю, не секрет, что проблема кадров очень актуальна для городов, в которых отсутствуют консерватории. Плюс все «прелести» пандемии, которая показала хрупкость сложившейся системы в сфере педагогических кадров. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что наш коллектив, сплотившийся в такое непростое время, смог сделать всё, чтобы не только не потерять, но и приумножить сложившиеся добрые традиции. Отдельно хотел бы остановиться на нашем коллективе. Начать стоит с того, что я пришёл не в незнакомый коллектив. В определённый период времени моя судьба была тесно связана с колледжем, и со всеми сложились партнёрские и тёплые отношения. Когда занял пост руководителя, очень сильно ощущал поддержку коллег! Это высочайшие профессионалы, преданные своему делу и своим студентам. Не могу выделять кого-то из них, каждый хорош и уникален по-своему!»
Беседуя с Валерием Сергеевичем, мы не могли не коснуться нынешних проблем музыкального образования. «В отношении современного музыкального образования всё неоднозначно. Мы видим огромный возрастной разрыв в педагогическом составе. Некогда был утерян престиж профессии, и его возвращение – процесс тяжёлый, трудоёмкий и долгий. Отрадно видеть в рядах педагогов колледжа молодых специалистов, только что окончивших высшие учебные заведения. Они «горят» и хотят проявлять себя, а наша задача – поддержать их в этом. Нам нужны молодые кадры, нам есть кому передать образовательную эстафету, и это радует. Считаю огромным достижением упразднение «конкурса аттестатов» и введение творческих испытаний при поступлении. Это позволит нам отбирать и обучать действительно лучших и талантливых детей, коих немало. Мне кажется, что охранения достойна вся система образования, складывающаяся десятилетиями, и скоропалительные реформы не делают её лучше. Разрушить хорошо отлаженный механизм очень просто, весьма непросто его восстановить и запустить с новой силой. По окончании колледжа, как правило, ребята поступают в консерватории либо профильные институты и академии. Часть из них попадают в ряды Вооружённых сил Российской Федерации и проходят службу в оркестрах, ансамблях, хорах и многих других войсковых творческих коллективах. Мы помним и радуемся успехам каждого из наших выпускников. Каждый – это наша история, настоящее и будущее. Можно долго рассказывать о сделанном и ещё больше о запланированном, но лучше мы будем делать, чем говорить».
Вообще студенты ведут активную концертную и творческую жизнь, принимают активное участие в конкурсах-фестивалях «Курский карагод», «Дежкин карагод», фестивалях имени Г.В. Свиридова, имени В. Гридина, Н. Плевицкой, конкурсах «Новые имена», «Учитель и ученик», «Студенческая весна».
Да и само творчество Свиридова является мощным магнитом, притягивающим к себе лучшие музыкальные (и не только) силы. И центром этого притяжения является Курск, ныне по праву признанный одной из культурных столиц нашей страны. Сколько поколений профессиональных музыкантов прошло за эти годы мастер-класс курской школы, закалилось в ней, научилось жить и творить!