Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Мастер сурового стиля

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

«Есть целый мир в душе твоей…»: выставка Игоря Обросова

С первых же шагов по залам экспозиции, развёрнутой в помещении Российской академии художеств на Пречистенке, начинаешь испытывать особое ощущение внутренней свободы и «расширяющегося» пространства. Как и подобает настоящему мастеру, Игорь Обросов и народен и эстетичен, и близок и далёк одновременно, он может быть покоен и тревожен, предстать эпиком или лириком, но он всегда мгновенно узнаваем: в портретах, в пейзажах, в репродукциях, в графических листах и, конечно же, в живописных работах. Художник выдавливает из тюбиков на палитру два красочных материала – масло и темперу. Его цветовая гамма выдержана, как правило, в «фирменных» чёрно-белых тонах. Как говорится, «негусто». Но независимо от размера холста, оргалита, часто используемого Обросовым, применяемой техники каждую его работу всё равно можно отнести к станковой живописи. Это всегда картина.
Ещё на заре своей художнической молодости с такими же, как он, «вольнодумцами» 60-х годов – Никоновым, Попковым – Обросов обозначил своё кредо: важно, что ты пишешь, а не как пишешь. Иначе говоря, мысль порождает манеру, стиль художника, а не наоборот. Не перестаёшь удивляться, каким образом этот убеждённый апологет «сурового стиля» умудряется столь, казалось бы, скупыми его средствами, раз за разом вовлекать нас в темпераментный разговор о жизни, зачастую спорить с ним и думать. Он оперирует геометрическими построениями, он диктует нам свои понятия о форме предметов, пластике и перспективе натуры. Он способен к воздействию на уровне едва ли не магических внушений. Его Окна, кочующие из одной картины в другую, – не просто излюбленная композиционная деталь интерьера, а выход в мироздание – решительный и звучный. Можно сказать, скульптурная лепка образов позволяет автору высказать всё, что переживает душа, причём вне зависимости от масштабности замысла и драматизма темы. Вот мы видим «фамильную» деревню художника Обросово, которой он отдал немало своих «трудов и дней», – с чёрными избами и пожухлыми стогами за околицей, вот созерцаем его норвежские мотивы, долго не можем оторваться от ломких фигур людей в чёрном зеве товарняка, уносящего на Восток жертвы сталинских репрессий, вглядываемся в лики русских женщин Великой Отечественной войны. И там же, в залах академии, вступаем в немой, но напряжённый диалог с нашими выдающимися современниками – мастерами слова Александром Солженицыным, Борисом Васильевым, Василием Шукшиным, Беллой Ахмадулиной, Юлией Друниной...
Есть что-то завораживающее и не отпускающее вас в речитативе мазков, в дуэтном перепеве чёрного и белого цветов, которые на удивление поэтичны. А в самом облике Игоря Обросова – его убелённых головы и бороды слышен былинный распев, а в лукавом прищуре глаз теплится синева тверских окоёмов. Но посмотришь на его мятежные картины – и снова контраст: чёрное и белое, белое и чёрное. А речь художника на вернисаже вдруг воспламенилась столь, казалось бы, «неуместными» для парадной обстановки в стенах академии горечью и обидой за русскую деревню – заброшенную, заколоченную, в которой и стариков-то не осталось. Они совсем рядом, на картинах Обросова, запечатлены как живописные обелиски. Но вот чудо! Ещё теплится жизнь, батюшка читает проповедь в местной церквушке, директор школы учительствует, дети рисуют.
Поелику возможно Игорь Павлович бывает в родной деревне, насколько позволяют здоровье и дух, помогает сельчанам. Но главное, как он сам определил и к чему призывал всех присутствующих на выставке коллег: своим трудом очищать мир от тёмного, разрушительного, что распинает народ, так исстрадавшийся в своей буйной истории и так рвущийся к светлой обители.
Надписи под картинами зачастую носят смысловую нагрузку: «Как обустроить Россию», «Мне стыдно за Отечество»... А кинорежиссёр Владимир Наумов сделал свою, устную, подпись. Он оказал: «Это не деревня. Это наша страна». Трудно не согласиться с этими словами. Но когда идёшь по залам выставки и видишь работы, исполненные главным образом за последнее десятилетие, то напрашивается и другой вывод. Обросов – художник не одной темы, как это может показаться с первого взгляда: дескать, он – обличитель сталинизма, сострадатель деревни, певец женской красоты. Всё это так. Но в том-то и дело, что творчество художника как творца многообразно и многоцветно, ибо в природе нет чисто белого и чисто чёрного цветов. Есть гармония. Видеть её и чувствовать позволяет искусство Обросова. 

Сергей ЛУКОНИН

Портрет Александра Солженицына

Портрет Юлии Друниной

Обсудить в группе Telegram

Сергей Луконин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS