Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 февраля 2018 г.
  4. № 8 (6632) (21.02.2018)
Искусство

Мастер в голубом берете

21 февраля 2018

Так отзывались о скульпторе Валерии Никифорове

Когда уходят скульпторы, второй жизнью начинают жить их произведения. Петроглифы, клинопись, пирамиды, античные скульптуры Месопотамии, Египта, Индии... Всё это символы времени. Но за глобальностью или утончённостью форм всегда стоит человек, который отсекал всё лишнее, воплощал свои замыслы, вкладывал в гранит, глину, гипс или бронзу часть души, сил, опыта, эмоций.

Сорок дней назад не стало выдающегося человека, мастера, художника-скульп­тора Валерия Никифорова. Его можно назвать певцом Воздушно-десантных войск, наших славных десантников, бойцов в голубых беретах. Хотя масштаб его творчества, конечно, шире.

Все, кто служил в ВДВ, множество раз проходили в своей части рядом с памятниками Ленину, полководцам, например, легендарному Маргелову, или всматривались в надписи и рисунки на мемориальных памятных стелах. Обычно человеку не так и важно, кто всё это создал. Важнее – о ком и о чём.

Родившийся в военном 1943 году, Валерий ещё школьником стал в Москве обучаться скульптурному ремеслу. После службы в армии поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, на курс Егорцева. Затем его наставником стал знаменитый Томский. Многие годы Никифоров работал вместе с вице-президентом Академии художеств академиком Львом Кербелем.

Работы Никифорова есть не только в нашей стране. У некоторых трагическая судьба. Например, в сложных условиях военного времени Никифоров совместно с афганским скульптором Шарифом Азизьяром создал первый в Демократической Республике Афганистан памятник «Союз рабочих и крестьян под знаменем НДПА». Потом талибы жестоко разрушили этот яркий монумент.

Скульптор в течение всей своей жизни вёл большую военно-патриотическую работу по монументальному увековечению памяти воинов-десантников, отдававших себя служению Родине. Скульптуры, созданные Никифоровым, располагаются на плацах воинских частей, в Рязанском ВВДКУ ВДВ, в Музее ВДВ и в Государственном Цент­ральном музее Воору­жённых сил России, Нижегородском кадетском корпусе и во многих других местах. В 2017 году в Москве на улице Гурьянова был установлен памятник «Фронтовая медсестра», прообразом которого стала жена Василия Филипповича Маргелова.

Памятники, созданные Никифоровым, продолжат и дальше говорить с людьми, отзываясь в сердцах и оставаясь в памяти.

Д. Тимофеев

Тэги: Память Живопись Скульптура
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лучше быть реалистом, чем импрессионистом»

    09.07.2024
  • Когда я был маленьким, была блокада...

    03.05.2024
  • Памяти Владимира Павловича Смирнова

    11.02.2024
  • «Это нужно — не мёртвым! Это надо — живым!»

    04.09.2023
  • Отец «Ну, погоди!»

    06.07.2023
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Доцифровая эпоха (реквием по поэту Сергею)

    217 голосов
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS