Днём 12 октября «Россия» одним махом показала многосерийный телефильм Авдотьи Смирновой по роману Тургенева «Отцы и дети». Не принадлежу к поклонникам талантов этой известной сценаристки, телеведущей, а теперь уже и режиссёра, но фильм поразил. В первую очередь редким на нашем экране актёрским мастерством. Нет, к сожалению, не главных молодых исполнителей – Базаров, Одинцова, младший Кирсанов чуть недотягивают, недостаточно в них, на мой взгляд, той силы, цельности, противоречивости, обаяния и наполненности, которые завораживают при чтении романа. В экранизации Смирновой потрясение связано с артистами старшего поколения. Во-первых, достоверны, убедительны, пронзительны до кома в горле Сергей Юрский и Наталья Тенякова, которые играют родителей Базарова. Вот где с избытком любови, которой мне так не хватило в сценах молодых героев. Это потрясающие актёрские работы высшей мхатовской пробы. Столь же неожиданно сильно, удивительно точно и больно сыграна Андреем Смирновым роль Павла Петровича Кирсанова. Тончайшая, сдержанная, но наполненная тургеневским содержанием и выдающимся мастерством игра. Какой такт, благородство, простота! Хорош и Анатолий Васильев в роли Николая Петровича. В целом же фильм Смирновой напомнил о тех уже давних советских временах, когда при экранизации классики к слову и духу автора относились бережно и внимательно.
Неделей раньше «Россия» продемонстрировала «Без вины виноватые», фильм, сделанный к юбилею великой Инны Чуриковой её замечательным мужем Глебом Панфиловым. Тут тоже некоторая семейственность. Но вряд ли в данном случае на пользу фильму. Трудную драматическую роль Незнамова играет их сын Иван Панфилов, к тому же отнюдь не актёр, но владелец ресторана «Дети солнца» в писательском посёлке Переделкино. Нет, он не сильно портит картину, в которой всё, конечно, закручено вокруг Кручининой. Но Незнамова всё же явно не хватало. Удивило ещё и то, что создатели фильма дописали после финала Островского свой хеппи-энд, воссоединив семью. Это очень хорошо в жизни, а в искусстве? А порадовал больше всех Олег Янковский необычным, трепетным решением образа Мурова.