Мама
«Надо иметь своё лицо и держать марку той кустарной фабрики, которая славилась на весь мир», – говорит Анна Дмитриева о ЗАО «Художественные изделия и игрушки», где она работает главным художником. Она пришла сюда 35 лет назад юной выпускницей Сергиево-Посадского художественно-промышленного техникума игрушки. Специализировалась на изготовлении кукол. В те годы предприятие только одних матрёшек (5, 8, 10-местных) в день выпускало по полторы тысячи, не считая кукол – от маленьких пупсиков до больших и даже шагающих, а также деревянных шкатулок и многого другого. Но «лихие девяностые» свели практически на нет производство матрёшек, сократилось изготовление и других изделий. Именно в те годы Анна Григорьевна и стала наиболее активно работать над куклами в русских народных костюмах.
Огромным подспорьем стала для неё коллекция народного костюма в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. В результате кропотливого труда на свет появились куклы в костюмах Архангельской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Курской, Московской и ещё десятка других российских губерний. Одни представляют юных барышень, другие – замужних дам. Создание каждого костюма, каждого образа – это большая исследовательская работа. Как рассказывает сама художница, необходимо выбрать наиболее характерные черты наряда, сохранить и передать стиль и цветовую гамму, не перегружая его мелкой деталировкой. Анна Дмитриева следит также за тем, чтобы рисунок тканей или тесьмы был подобен тем, что применялись в старину. Стоит отметить, что костюмы, хоть это и сувенирная кукла, закрепляют так, чтобы их легко можно было снять, рассмотреть. Плодотворны для Анны Дмитриевой и её поездки по России. Практически все её куклы чем-то напоминают друзей и знакомых, отсюда и их имена: Таня, Настя, Полина. «У меня в запасе ещё много имён», – весело говорит художница. Кстати, помимо кукол-девочек есть и куклы-мальчики. Например, кукла Фёдор – настоящий щёголь в жилетке, косоворотке, картузе с цветком.
Член Союза художников России Анна Дмитриева создала прекрасную коллекцию кукол в русских народных костюмах, десятки моделей из которой внедрены в производство. Она многое сделала и продолжает делать для того, чтобы традиционные народные промыслы не были утеряны и продолжали развиваться. Благодаря её стараниям ЗАО «Художественные изделия и игрушки» стало выпускать куклу Алёнушку в костюме Московской губернии (уезд Верея), которая пользуется большим спросом. На одной из недавних выставок, где была представлена продукция народных промыслов, посетители из Вереи сразу узнавали костюм, который носили когда-то девушки в этих краях, и приобретали сувенир, объяснив, что будут встречать этой куклой всех, кто приезжает в их город на экскурсии.
Анна Дмитриева изучает искусство изготовления и промысловой тряпичной куклы. Изготовленные её руками куколки сделаны с применением той же технологии, что и сто лет назад. Например, «Парочка» – две куклы, изображающие паренька и девушку, или кукла «Дочка» – посадская девочка в тёплом шушуне. Сейчас она работает над крестьянским костюмом Ярославской губернии, Арзамасского уезда Нижегородской губернии, свадебным вологодским костюмом, тверским женским костюмом.
Немало труда Анна Дмитриева совместно с руководством фабрики приложила к тому, чтобы не дать погибнуть образу знаменитой сергиевопосадской (загорской) матрёшки, возродить её к жизни. В июне 2009 года эта игрушка-сувенир вновь вернулась в ассортимент предприятия. От своих «подружек», скажем, семёновской матрёшки, сергиевопосадская отличается тем, что расписывается в три-четыре цвета, с обязательной чёрной обводкой тонкими линиями лица и контуров одежды, в платке и прикрытом передником сарафане.
Свои работы Анна Дмитриева представляет на различных выставках. В этом, говорит она, ей очень помогает Министерство культуры Московской области. Благодаря выставкам многие творения Анны Дмитриевой разъехались по России и за рубеж, попали в музеи.
Папа
Супруг Анны Дмитриевой, Юрий Викторович, тоже творческая натура. Они вместе уже тридцать лет, познакомились на фабрике. Будущий муж в 1974 после окончания Абрамцевского художественно-промышленного училища пришёл на фабрику «Художественные изделия и игрушки» художником по дереву, потом был главным художником предприятия. В тяжелейшие 1990-е годы, чтобы иметь возможность содержать семью, ушёл на вольные хлеба. С тех пор и работает самостоятельно.
Его замечательные шкатулки с великолепной резьбой, росписью, применением техники выжигания по дереву сегодня можно встретить во многих уголках нашей планеты. На ряде изделий он запечатлел образы Сергиева Посада, старинной Москвы. Гости, приходящие к Дмитриевым, восхищаются изготовленной им деревянной рамой для зеркала, специальным стулом для фортепианных занятий. Юрий Дмитриев мастерски умеет изготавливать основу – «бельё» – для матрёшек, а таких умельцев сегодня остались в России единицы. Практически без чертежей, пользуясь немногочисленными описаниями и консультациями крупнейшего исследователя народной куклы и игрушки в нашей стране Галины Дайн, он восстановил основу для знаменитой традиционной промысловой куклы, которую в дореволюционной России изготавливали на продажу в семейных артелях. У такой куклы двигаются ручки, ножки, она одета в костюм, который не шьётся, а закрепляется при помощи клея. Это имитация дорогого костюма. Такие броские и дешёвые куклы покупали ребятишкам на забаву.
Дочери
Обе дочери Дмитриевых, Мария и Елена, прекрасные художницы. Младшая, Елена, правда, не захотела получать специальное художественное образование. Работала в туристическом бизнесе, сейчас трудится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, занимается тканями. Но с удовольствием расписывает матрёшек, которые привлекают внимание посетителей на любой выставке.
Старшая, Мария, окончила Сергиево-Посадский художественный колледж, а затем Московскую текстильную академию, стала членом Союза художников России. Как рассказывает сама Маша, её игры в детстве в куклы постепенно стали профессией, которая даёт и заработок, и позволяет ездить по миру. Она тоже работает в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, в отделе народного искусства. Всем, кто приходит в музей, Мария предлагает поиграть специально подготовленными для этого куклами. Даже взрослые солидные мужчины расслабляются и на время становятся детьми. Кроме того, она преподаёт в частной школе, даёт детям 5–13 лет уроки живописи и, конечно, учит делать куклы.
Мария любит делать и тряпичных кукол, и кукол с тонкими талиями (они так и называются – куклы-«талии», в изысканных нарядах и головных уборах), а также совершенно необычные матрёшки. «Я их не намечаю карандашом, а сразу начинаю расписывать красками, – рассказывает художница. – Всё должно идти от сердца. И даже если лица получаются не симметричными, они от этого только приобретают больше живости». Интересно, что нередко самая большая (наружная) матрёшка у Марии имеет мужские черты, хотя традиционно это особа женского пола. Художница объясняет это тем, что мужчина – глава семьи, а матрёшки чаще всего изображают именно семью. Каждый в этой семье, которую расписывает Мария, имеет портретное сходство. К примеру, даже кот, нарисованный на одной из матрёшек, вполне реальный персонаж по кличке Вьетнам.
Художница уверена, что многое из того, что появляется в виде изображений, сбывается. Вот, например, в Японии, где она давала несколько мастер-классов, на них приходила семья, которая ждала ребёнка. Каждому из супругов Мария дала по матрёшке, чтобы они могли её расписать. А самую маленькую матрёшку по их просьбе нарисовала преподаватель. Когда Мария уже вернулась в Россию, то получила сообщение из Японии, что у супругов родился мальчик, который очень похож на эту матрёшку.
Мария часто представляет матрёшек и кукол в других странах. Недавно, например, она побывала в Доминиканской Республике. И всюду люди с удовольствием приобретали русских матрёшек. Здесь не требуется знаний языка, чтобы понять культуру другой страны, другого народа. «То, что сделано от сердца, с любовью, везде вызывает только радость», – говорит Мария.