К 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского в издательстве «Наука» вышел пятый том академического собрания произведений поэта в 20 томах, подготовленный учёными ИМЛИ РАН.
Он получился таким же новаторским, как и творчество Маяковского, одного из самых известных и переводимых русских поэтов, который придал стихам неудержимую лирическую мощь, наделил жанры плаката, рекламы и агитпоэзии новой формой и содержанием. Если бы поэт жил в ХХI веке, вероятно, за ним закрепилась бы слава самого креативного рекламщика, рэпера и блогера-миллионника, ведь его «Окна РОСТА», где картинка подана вместе с текстом, – фактически прообраз постов в социальных сетях.
В пятый том включено семь поэм, написанных в 1915–1922 гг.: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», «150000000», «Люблю», «Пятый интернационал». Готовя поэмы к изданию, Маяковский следовал авангардным принципам: отказывался от знаков препинания и традиционных заглавных букв в начале стихотворных строк, что даёт совершенно иное восприятие и прочтение этих поэм. Комментарии в томе многократно увеличились, в них включено большое число прижизненных рецензий и статей, писем, дневников и мемуаров.
Презентация пятого тома прошла в Центральном доме литераторов. Её провели Б.Н. Романов и В.Н. Терехина. Открыла заседание заведующая Отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы, чл.-корр. РАН Н.В. Корниенко. Затем выступили участники издания Т.А. Купченко, Н.В. Михаленко, Е.А. Тюрина, А.П. Зименков. Они вспоминали первого руководителя группы А.М. Ушакова, а также Е.Р. Арензона, В.Н. Дядичева, С.А. Коваленко, А.Т. Никитаева, внёсших свой вклад в подготовку пятого тома.
Малоизвестными фактами о Маяковском и Хлебникове поделился А.Е. Парнис. В.В. Радзишевский предложил свои варианты прочтения ряда стихотворений Маяковского, М.И. Синельников рассказал о воздействии Маяковского на русскую поэзию. А в заключение А. Базилио (Бразилия) прочитал в своём переводе на португальский отрывки из поэмы «Облако в штанах».
Елена Тюрина