Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 апреля 2023 г.
Искусство Культура

Маяковский видел сон

24 апреля 2023
Кадр из фильма «Барышня и хулиган», 1918

В июне 1896 года, когда на Нижегородской ярмарке публике демонстрировали новейшую игрушку – синематограф, Володе Маяковскому не исполнилось ещё и трёх лет. В 1908-м, когда в России был снят первый прокатный художественный фильм, «Понизовая вольница», Маяковского исключили из гимназии за неуплату. В 1911-м, когда начинающий поэт знакомился с будущим другом и наставником Давидом Бурлюком, на экраны вышел первый отечественный полнометражный фильм – «Оборона Севастополя». Кажется, в жизни Маяковского кино прошло по касательной (как и он сыграл малую или хотя бы неочевидную роль в его развитии), но в конце концов их объединяло высшее родство – они были детьми одного века, пусть и рождёнными на исходе прошлой эпохи.

Хулиган и футурист (впрочем, это тавтология) Маяковский быстро увлекается кино – авангардисты в то время любили технологии и скорость, а в киноаппаратах крутили аж шестнадцать кадров в секунду. Дух захватывает! Да и в самих фильмах динамики было довольно: Михаил Ромм вспоминал, как ходил на «Электрическое путешествие по Швейцарии», – киноаппарат, закреплённый на локомотиве паровоза, запечатлел проносящиеся вокруг на огромной скорости горы и пропасти. Кино давало опыт поистине экстремальный. Молодой поэт, впрочем, сперва хорохорился, говорят, под псевдонимами даже писал разгромные статьи в первые синежурналы. Но перед соблазном оказаться в кадре не устоит даже самый завзятый бунтарь – в 1914 году Маяковский сыграет демонического персонажа на «похоронах» Натальи Гончаровой в авангардной «Драме в кабаре футуристов № 13». Не столько фильм, сколько любительский эксперимент открыл неожиданное – поэт прекрасно смотрелся в кадре!

С приходом революции Маяковский вновь обращается к эмансипированному искусству – теперь не только как исполнитель, но и как сценарист, превратив джеклондоновского Мартина Идена в поэта Ивана Нóва, в фильме «Не для денег родившийся» (1918). Следом пошла «Закованная фильмой», сочинённая для дамы сердца поэта, Лили Брик – жены Осипа Брика, вскоре ставшего крупным теоретиком формальной школы и талантливейшим сценаристом. Но в истории кино Маяковский-актёр всё-таки остался благодаря «Барышне и хулигану» этого же года – и не только потому, что картина полностью сохранилась и доступна для просмотра. Мы видим не поэта, запечатлённого кинокамерой, но актёра, причём актёра великого. Маяковский гипнотизирует зрителя своей исполнительской манерой – одновременно яростной и элегичной, сотканной из контрастных, парадоксальных деталей. Фигура в кадре как бы раздваивается на поэта и его героя: из художественного фильм перетекает в документальный и обратно. Эта раздвоенность достигает предела в финале, когда злосчастный хулиган падает замертво – через двенадцать лет поэт почти точь-в-точь повторит мизансцену.

Были у Маяковского и другие проекты – в 1927-м он пишет сценарий для «Евреев на земле», скромной агитпроповской картины, которую ставит Абрам Роом. В том же году этот молодой режиссёр оставит своё имя в веках – картиной «Третья Мещанская», рассказывающей о двух прогрессивных товарищах и их общей возлюбленной: менаж-а-труа по-пролетарски… Маяковский не был Левитаном и не стал обижаться на Роома, вдохновившегося их с Бриками историей, – пусть так, но теперь и он стал частью уже советского кино.

Поэт напишет ещё не один сценарий – будет там и буффонада «Октябрюхов и Декабрюхов», и гениальное «Как поживаете?» в духе немецких «абсолютных фильмов». Но и в стихах его будет виден кинематограф: резкие склейки строчек напомнят эксперименты Эйзенштейна, лихие упрёки, брошенные в публику, – кричащие титры в фильмах Вертова. Молодые творцы черпали вдохновение в Маяковском, да и он пытался искать вдохновение в них – кажется, торжеству авангарда не будет конца, а поэт и дальше пойдёт рука об руку с молодым искусством. Но по злой иронии судьбы в 1930-м громкий голос русской поэзии замолк навсегда, чтобы через год заговорил другой великий – великий немой.

Фёдор Шеремет

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS