В минувшие выходные в Гонконге случился настоящий бунт, «бессмысленный и беспощадный». Пожары, которые устраивали разъярённые люди у полицейских участков, грозили обесточить город – огонь взметался до линий электропередачи. Шли бойни в метро. Мо`лодцы в чёрных одеждах, защитных касках и с прутьями в руках терроризировали пассажиров, пытавшихся противостоять натиску. В ночь на воскресенье началась осада аэропорта, бунтари баррикадировали входы и выходы, перекрывали подъездные пути. Многие рейсы пришлось отменять.
Беспорядки длятся больше трёх месяцев, и конца и края не видно. Чего требуют протестующие? Поначалу боролись с законом об экстрадиции. Его принятие в итоге отложили, глава администрации Гонконга даже объявила, что закон «мёртв». Теперь требуют «свободы» и «демократии», размахивают перед зарубежными телекамерами британскими и американскими флагами. Хотя свобод и демократии в Гонконге хватает. Проблема скорее ментального характера: не хотят многие гонконгцы, воспитанные в британских колониальных традициях, быть китайцами, считают себя «другими». Более «прогрессивными», «цивилизованными». Остаётся сочувствовать такому раздвоению сознания.
Бунтари часто сравнивают «революцию нового времени» – так они квалифицируют протесты – с киевским «майданом». Рядом с американскими и британскими флагами недавно появились жовто-блакитные. По ТВ крутят ролики с картинками «украинского сопротивления», оно для гонконгских бунтарей – пример освобождения от «коммунистических оков» и пути на Запад. Запад, понятное дело, подогревает эти настроения, оказывая бунтарям поддержку и словом, и делом. Особо усердствуют американцы, для них дестабилизация Гонконга – одна из тактик в глобальной войне с КНР.
Вроде бы всем уже это понятно, но не доходит до гонконгских «революционеров», которые продолжают вести себя как настоящие суицидники, уничтожающие своё будущее. За «митинговое» время экономика Гонконга приблизилась к рецессии, убытки колоссальны. Разрушается образ Гонконга как процветающего региона, мирового финансового центра – крупнейшие компании и банки уходят в другие юрисдикции, репутация города гибнет на глазах.
Как в такой ситуации должен вести себя континентальный Китай?
Провокаторы местного розлива и закордонные, потирая руки, ждут применения военной силы – многим хочется, чтобы Китай сорвался. И тогда можно будет обложить его санкциями, изолировать от мира, превратить в изгоя. Проверенный способ избавления от конкурента! Китай вряд ли пойдёт на крайние меры.
Пока остаётся одно: полицейское усмирение, когда другие методы и призывы не действуют. Ведь как остановить тех, кто поджигает город, громит станции метро, блокирует аэропорт и дороги, оскверняет символы государства?
На этом фоне, прекрасно понимая, что проблема Гонконга родилась не сегодня, китайское руководство приняло мудрое стратегическое решение. 18 августа ЦК Компартии Китая и Госсовет страны издали постановление о придании граничащему с Гонконгом городу Шэньчжэню статуса пилотной демонстрационной базы «социализма с китайской спецификой». Шэньчжэнь должен стать лицом современного Китая и к 2025 году войти в ряд мировых городов-лидеров по экономической мощи и инновационному потенциалу.
Нет сомнений, что так и будет. Можно вспомнить, что, став первой в Китае специальной экономической зоной, Шэньчжэнь за годы реформ из рыбацкой деревушки превратился в мегаполис с населением 12 млн человек. Его ВВП за 40 лет вырос с $28,5 млн до $342 млрд. Вот и стоят вопросы: куда уйдёт капитал, технологии, квалифицированные работники, если Гонконг не одумается, не сможет или не захочет интегрироваться в большой Китай? Какая судьба ждёт его?
А пока обстановка остаётся взрывоопасной – в буквальном смысле этого слова.