Научить человека учиться…
«Мы примерно понимаем, куда нам надо идти», – сказал журналистам министр образования Андрей Фурсенко на прошедшей в РИА «Новости» пресс-конференции. Речь шла о необходимости изменения стандартов в общем образовании.
Специалисты, оказывается, до сих пор не могут решить однозначно, велика ли нагрузка современного школьника. Поэтому требуются новые стандарты, ориентированные не на выполнение учебного плана, а на результат – знания и умения, приобретённые в ходе обучения. Как следствие необходимо изменение системы оплаты учителей. Она должна зависеть от качества обучения, а не от отработанных часов.
Не удалось обойти стороной на этой встрече и демографический кризис. Количество выпускников сократилось на 9% по сравнению с прошлым годом. К 2010 году потенциальных абитуриентов станет вдвое меньше, чем в 2006 году, – таков невесёлый прогноз специалистов. В связи с этим сокращение бюджетных мест в этом году на 3% кажется совсем несущественным. Андрей Фурсенко обосновал этот шаг ещё и тем, что сокращение затронуло в основном специальности, не востребованные экономикой.
Лишились бюджетных мест также те вузы и факультеты, где «давали не образование, а диплом». Правда, эта мера коснулась и педагогических вузов. Причина – большинство выпускников пединститутов (от 8 до 50%) не идут работать по специальности. Почему это происходит, министр не объяснил… Другим отраслям повезло больше. Оказывается, у нас в стране не хватает квалифицированных специалистов в транспортной сфере. Здесь количество бюджетных мест было увеличено. Поддержку от государства заслужили также энергетика, сельское хозяйство, информационные технологии. То есть сокращение и перераспределение бюджетных мест – это сознательная политика, направленная на удовлетворение нужд экономики.
На встрече был также поднят вопрос о гибкости в образовательных стандартах. Министр отметил, что сейчас не используются даже те возможности, которые есть. 30% материала может варьироваться в зависимости от воли вуза или преподавателя. Эта доля должна и будет увеличиваться. Однако проблема упирается в недостаток квалифицированных преподавателей, готовых брать на себя ответственность за академическую свободу.
К 2010 году Россия полностью перейдёт на новую систему высшего образования, связанную с Болонским процессом, заверил журналистов Андрей Фурсенко. Преобразования не будут революционными – «эта сфера не терпит суеты». Однако необходимо принять все положительные стороны Болонской декларации, учитывая при этом национальные российские интересы и наработки.
По словам Андрея Фурсенко, проблема недостаточной квалификации специалистов существует во всех странах. Поэтому сейчас принципиально меняется вся система образования. Раньше было вполне достаточно базового образования, на основании которого можно было работать всю жизнь. Сегодня же делается упор на то, что человек в течение всей жизни должен учиться. На эти изменения направлен и переход к Болонскому процессу. Поэтому главную задачу общего образования Андрей Фурсенко видит в том, чтобы «научить человека учиться», сориентировать его на самосовершенствование.
Когда и как мы воплотим эту мечту министра в жизнь, покажет время. Самое ближайшее.