Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 июля 2017 г.
  4. № 26 (6604) (05.07.2017)
Искусство Культура Колумнисты

Мечта во спасение

05 июля 2017

Давно замечено: в годы отчаяния и утраты ориентиров нацию, общество, граждан нередко спасает искусство.

Классический пример: Соединённым Штатам во время великой депрессии, массовых самоубийств и голодных маршей помог выстоять Голливуд, изготовлявший иллюзии, развлечения, утверждавший американскую мечту, понятие несколько условное и надуманное, но исполненное оптимизма.

Послевоенную Италию спасал кинематографический неореализм, сделавший символом веры жизнь обыкновенных людей. Итальянцы узнавали себя в негероических персонажах и верили, что имеют право хотя бы на «два гроша надежды».

Пример художественного преодоления национального унижения, выхода из фрустрации подала и Франции. В смятённое время, после позора коллаборационизма властителями умов стали Сартр и Камю. Писатели, но и философы смогли убедить общество, что изжить отчаяние и стыд можно лишь непреходящим духовным поиском…

У нас у самих была знаменитая «оттепель» наперекор глупостям хрущёвского «волюнтаризма». Она осталась в незабываемых фильмах, стихах, спектаклях, после которых хотелось до рассвета бродить по улицам.

Почему же новейшие времена, немало дав гражданам в смысле личной свободы, не отзываются в сердце теплотой и нежностью?

Гадать не приходится: волнение и озноб поселяет и сохраняет в существе человека искусство. А оно всем этим многие годы (начиная с перестройки) пренебрегало. Идея мести владела умами и чувствами творцов. Мести не только идеологическим надсмотрщикам и цензорам, но всему былому миропорядку. По выражению одного известного критика, мастерам хотелось глумиться. Не докапываться до причин, а разоблачать, обличать. Глумление сделалось основным художественным методом. А содержание зачастую сводилось к скандалу, эпатажу, издевательству: над здравым смыслом, над безотчётным желанием людей в позитиве. Расцвели «цветы зла».

Авторы, воспринимая человеческое бытие, и прошлое и нынешнее, как беспросветную «чернуху», творческую задачу видели в том, чтобы поминутно оскорблять и оплёвывать читателя, зрителя, слушателя, унижать показным имморализмом, доводить до белого каления эстетизированным хамством, оглушать постыдными звуками.

Разговаривал как-то с легендарным писателем, начинавшим с бунтарского советского романтизма и сделавшим имя отрицанием соцреалистических норм. Постмодернизм без берегов достал и его. Однако он убеждал: потерпи, надо же изжить, исторгнуть, прости, выблевать накопившуюся за тоталитарные годы желчь...

Прошло двадцать с лишним лет. Всё, что могли, изжили, живых шестидесятников – по пальцам пересчитать. Где же культурные плоды творческой свободы, призванные не то, чтобы навеять «сон золотой», но просто согреть душу? Почти не заметны. Художественный климат по-прежнему определяет желание вывернуть наизнанку естественные представления о том, ради чего стоит жить человеку. Причём, не какие-то благостные, а и самые безжалостные, как у Достоевского. Это не переосмысление, каким славились Товстоногов и Эфрос. Это извращение как приём под лозунгом: такова действительность. Она не сахар, сложна, однако склоняюсь к мысли, что за житейскую «чернуху» безжалостные творцы обычно выдают беспросветные потёмки собственной души.

Ещё не признанный Владимир Высоцкий умолял: «Только не порвите серебряные струны!» Сегодняшние признанные мэтры тем и занимаются, что злорадно рвут заветные струны зрительской души.

Высоцкий ёрничал, язвил, насмешничал, но духовно освобождал своего замороченного пропагандой современника, побуждая подняться до уровня своего же военного героизма и своей драматической судьбы. Ныне обласканные элитой художники обрекают людей на тусклое прозябание, нищету души и духа, на нравственный дебилизм, не ведающий разницы между подвигом и подлостью, между честью и предательством, между любовью и коммерческой сделкой. Конечно, всё во имя святой правды...

Правда, однако, в том, что никакой экономический подъём, никакой прорыв к высшей цивилизованности невозможен, если нет в национальной афише спектакля, после которого полночи хочется блуждать по городу.

Тэги: Нравственность
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Макаров

Макаров Анатолий Сергеевич — писатель, пе... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Достоевский и Тютчев «в созвучиях и притяжениях»

    15.12.2021
  • Высветлить человека

    05.12.2021
  • Мой товарищ, мой друг, мой ровесник…

    26.07.2021
  • В погоне за счастьем

    17.07.2021
  • Нет – революции, да – эволюции

    30.03.2021
  • «Сделай так, чтобы Ты был…»

    31 голосов
  • Я буду долго гнать велосипед

    24 голосов
  • Нет – революции, да – эволюции

    18 голосов
  • Высветлить человека

    15 голосов
  • В погоне за счастьем

    14 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS