Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 октября 2024 г.
  4. № 42 (6956) (23.10.2024)
Телеведение

Медийный Мединский

О популярном просветительском телепроекте

25 октября 2024

Слово «история» имеет несколько значений. Во-первых, это поступательное движение человеческого сообщества из прошлого в будущее, во-вторых – наука, изучающая и интерпретирующая этот процесс, в-третьих – дисциплина, преподаваемая в школах и вузах. Но есть ещё один смысл, литературный, ведь чем обычно занимается добросовестный писатель, как не рассказывает читателям более или менее занимательные истории?

Исторической теме наше телевидение всегда уделяло и уделяет большое внимание. Зрители со стажем вспомнят монологи Ираклия Андроникова, увлекательные рассказы Александра Панченко, беседы Дмитрия Лихачёва, передачи с участием Льва Гумилёва, эмоциональные выплески Эдварда Радзинского, вдумчивый взгляд Валентина Курбатова... Сегодня интересно работает Феликс Разумовский, ведёт познавательные пешие прогулки по Москве Михаил Жебрак, излагает «Неизвестную историю» Борис Рыжов (РЕН ТВ). Но эти сюжеты обычно связываются с топологией Москвы или Санкт-Петербурга. В общероссийском диапазоне дискурс развивается нечасто, как будто жизнь огромного государства исчерпывается границами двух её столиц. На средних кнопках круглосуточно вещает канал «История». Разумеется, это далеко не полный список, а только то, что первым пришло в голову.

Все эти передачи и персоналии вызывают у российской аудитории реальный интерес и обеспечивают высокие рейтинги, что вполне объяснимо, поскольку наш любознательный народ издавна питает пристрастие к изучению отечественной, да и мировой истории. Но сегодня хотелось бы поговорить о такой заметной медийной фигуре, как Владимир Мединский.

Несмотря на относительно молодой возраст (он родился в 1970 году), Владимир Ростиславович успел отметиться на самых различных государственных и гуманитарных поприщах, например, в течение 2012–2020 годов занимал кресло министра культуры Российской Федерации. Под его руководством было задумано и реализовано немало плодотворных начинаний и оригинальных проектов. Естественно, что не всё из задуманного было успешно осуществлено. На такой сложной и ответственной должности добиться стопроцентного результата невозможно. Вряд ли кто пожелает утверждать, что и у сегодняшнего министра Ольги Любимовой дела идут без сучка и задоринки.

А вот нынешний медийный проект Владимира Мединского «Рассказы из русской истории» (канал «Культура») представляется наиболее удачным и заслуживает отдельного разговора.

Выступая с обстоятельными и ин¬формативно наполненными речами, профессиональный историк изыскивает возможность совмещать огромный массив фактологического материала с доступной манерой изложения. Это очень непросто, так как устная речь принципиально отличается от письменной. Это элементарный закон риторики. Тут любая фальшь, любое форсирование интонации, тем более что Мединский записывает свои передачи не в закрытой студии, сразу окажется на виду. А он ведёт свои рассказы перед лицом молодёжной аудитории, которая, как известно, особенно чутко относится к тому обстоятельству, насколько искренне и откровенно выступает оратор.

Главным достоинством лектора хочется назвать естественность, с которой он обращается к публике. В отличие от того же Радзинского, который выуживал из отечественной истории преимущественно «жареные» эпизоды и факты (достаточно вспомнить названия некоторых книг драматурга: «Загадки истории», «Княжна Тараканова», «Палач», «Апокалипсис от Кобы» и проч.), Мединский стремится показать всю полноту и сложность переплетения событий, их причинно-следственную связь. И тут ведь важно не просто вывалить на голову слушателей куча-мала дат, имён и цитат. Конечно, многие из них не задержатся надолго в их оперативной памяти, да это и не требуется. Главное, чтобы в их юных душах созрело понимание того, как долго и трудно двигалось государство и общество по пути естественного развития.

Интонация рассказов Мединского не менторская, не начётническая, а доверительная. Он не актёрствует, как Радзинский, не вздыхает, не делает многозначительных пауз с тем, чтобы от шёпота перейти к гневной инвективе. Мединский рассказывает о сложных перипетиях исторического процесса просто, без всякого пафоса и экзальтации. Его голос ровен, спокоен, но это спокойствие не следует расценивать как равнодушие: мы постоянно чувствуем его тревогу о судьбах мира и родной страны. Объективность – главное оружие в руках профессионального историка (напомним, что он выпускник МГИМО).

В публичных выступлениях огромное значение приобретают такие факторы, как мимика и жесты. Театральные деятели и психологи подтвердят, что выражение лица и поза оратора имеет не меньшее воздействие на слушающих, чем слова и смысл, заключённый в них. Естественное положение тела располагает к человеку, а выстроенное и тем более напыщенное – отталкивает.

Как правило, он рассказывает, слегка опершись о столешницу. Вероятно, режиссёры и постановщики подсказали ему, как избрать оптимальное положение. Если бы он сидел за столом, в этом виделось бы нечто вальяжное. Если бы стоял навытяжку, как часовой, выглядело бы чересчур официально и даже режимно. Мединский всеми доступными средствами достигает необходимого результата – он как будто мягко устраняет дистанцию между собой и теми, кто пришёл его выслушать. Это, кстати, хорошо передаёт и телекамера – большой респект операторам канала «Культура»! Телезрители, как кажется, воспринимают эти рассказы с большой долей доверительности.

Содержательная сторона «Рассказов…» заслуживает отдельного разговора. Взгляды Мединского на те или иные фигуры и события отечественной истории во многом отличаются от того, как они трактовались в советских учебниках и монографиях. Это касается, например, Екатерины II, Александра I, Николая I, видных государственных деятелей: Потёмкина, Аракчеева, Воронцова… Отрицательное отношение к ним было обусловлено прежде всего классовым подходом. Сегодня многие историки, к которым принадлежит и В. Мединский, склонны оценивать деятельность правителей, полководцев, чиновников с точки зрения их вклада в укрепление независимости и благосостояния России. Это серьёзный поворот в развитии отечественной исторической науки.

Сегодня Владимир Мединский является помощником Владимира Путина. Отрадно сознавать, что у нашего президента такие квалифицированные и интеллектуально подкованные советники. Это значит, что уроки истории помогут верно ориентироваться в обстоятельствах настоящего времени.


Тэги: Персона
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хорошая девочка Хибла

    07.03.2025
  • Почва и судьба

    25.10.2024
  • Не вопреки и не наперекор традициям МХАТа

    26.07.2024
  • Петербургский интеллигент

    11.04.2024
  • Наши прекрасные теледивы

    08.03.2024
  • Сергей Шолохов: «Быть вольным во веки веков!»

    1447 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • Захар Прилепин: «До сих пор остаюсь действующим офицером армии ДНР»

    109 голосов
  • Чёткий

    91 голосов
  • Захар Прилепин: «Я свёл Навального с Лимоновым…»

    90 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS