Трёхлетний бюджет как «идеология пессимизма»
На прошлой неделе президент РФ подписал закон о госбюджете, впервые свёрстанном на три ближайших года. Ещё накануне его рассмотрения в парламенте учёные Института экономики РАН под руководством доктора экономических наук, профессора В.К. Сенчагова подготовили своё экспертное заключение, в котором констатируют, что разработчики проекта трёхлетнего бюджета и прогноза социально-экономического развития концептуально закрепляют продолжение политики торможения социально-экономического развития России. Однако в очередной раз правительство и законодатели проигнорировали мнение авторитетных экономистов...
О ситуации рассуждает один из авторов экспертного заключения ИЭ РАН доктор экономических наук Юрий ГОДИН
ПРОГНОЗЫ «С ПОТОЛКА»
Проект бюджета и прогноза социально-экономического развития России на 2008–2010 гг. готовился в самом начале этого года, когда, естественно, на руках у правительства были только прошлогодние макроэкономические показатели. Конечно, 2006 год, экономически весьма удачный, мог бы стать хорошей основой для развития достигнутых успехов – при соответствующей денежно-финансовой политике правительства.
Впрочем, даже несмотря на прошлогоднее ускорение темпов экономического роста, диверсификация промышленности шла крайне медленно. Очень низкой оставалась инновационная активность, зато неоправданно высокими были различия в развитии отдельных регионов, большинство из которых по-прежнему пребывает «на дотации». Рост реальных доходов населения наблюдался в основном у обеспеченных слоёв населения. При этом так и не уменьшился разрыв между богатыми и бедными, который уже на протяжении четырёх лет держится на 15-кратном уровне. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшалась, но крайне медленно, доля же среднего класса практически не росла… Всё это свидетельствует, что именно на эти цели и должны быть направлены основные усилия государства и соответственно госсредства. Сохранение же прежней инерционной денежно-финансовой политики на ближайшую трёхлетку, заложенное в бюджете, крайне опасно для социально-экономической стабильности страны.
Бессилие российского правительства в том, считает Институт экономики РАН, что оно почему-то не замечает насущных проблем, представляющих гораздо более серьёзную угрозу, нежели пресловутая борьба за снижение инфляции. Проводимая стерилизация денежной массы и замораживание бюджетных расходов постоянно были объектом критики учёных института. Хотя понятно, что расходы бюджета – основной инструмент в решении важнейших задач социально-экономического развития, однако государство постоянно отказывалось использовать его в должной мере.
Стоит особо отметить, что переход к разработке трёхлетнего бюджета предъявляет повышенные требования к достоверности его прогнозных параметров. Однако и тут проблемы. Так, по объёмам и структуре в 2006 г. была совсем другая экономика, нежели это прогнозировалось в 2005 г. Дело даже не в том, что правительству не удалось спрогнозировать размер того или иного показателя. Не удалось предвидеть принципиальные тенденции в развитии страны. Однако если у высшей исполнительной власти недостаточно компетентности, то какой смысл в трёхлетнем бюджетном планировании? Ведь всего через 5 месяцев после утверждения бюджета-2007 его важнейшие параметры к сегодняшнему дню уже существенно пересмотрены. И где гарантия, что к концу этого года не изменятся и нынешние оценки?
Потому для достоверного трёхлетнего прогнозирования необходима разработка детальной экономической, и в первую очередь промышленной политики (изобретать велосипед здесь не надо – её важнейшие элементы изложены в последнем президентском послании). Однако при этом нужно создать и чёткую систему стратегического планирования, без которого все прогнозы (особенно – долговременные) всегда будут страдать нестабильностью.
«СКЛАДСКИЕ» ФОНДЫ
Новые методологические подходы правительства к разработке бюджета, утверждают авторы заключения, на самом деле ничего принципиально нового не содержат. Наоборот – лишь маскируют старую политику искусственного ограничения бюджетных расходов и изъятие из экономического оборота значительных денежных средств. Так, вместо пресловутого Стабилизационного фонда образуются два новых – Резервный фонд и Фонд будущих поколений (Фонд национального благосостояния). То есть при разделении доходов на два независимых потока значительная их часть, по сути дела, выводится из процесса рассмотрения бюджета и соответствующего контроля. Конечно, Минфину приятно будет бесконтрольно «рулить» Фондом национального благосостояния, который президент России поручил расходовать на «повышение качества жизни людей и развитие экономики».
Сомнительно и то, что Резервный фонд надёжно гарантирует от падения мировых цен на энергоносители. По расчётам самого Минфина, средств фонда хватит всего лишь на 3 года. Подобное сомнение возникает и в отношении Фонда будущих поколений. Причём вместо денег будущим поколениям лучше бы оставить современную модернизированную экономику, способную зарабатывать не только на нефти и газе. И всё это можно было сделать за последние 4 года вместо «складирования» огромных доходов, на что также постоянно указывали учёные института.
Впрочем, деформированность бюджета, завязанного на необходимости разного рода резервных фондов, – это результат деформированности экономики вообще. Когда потребность страны в машинах, оборудовании и потребительских товарах во многом удовлетворяется за счёт импорта, требующего крупных валютных вливаний, которые сегодня получаем только от нефте-, газового экспорта. Этот замкнутый круг и воспроизводит неэффективную структуру экономики. Отсюда – и опасения власти по поводу негативных изменений внешнеэкономической конъюнктуры, а значит, и наращивание резервных накоплений… Так что за мнимыми новациями кабинета проглядываются старые «уши».
ДОХОДНО-РАСХОДНАЯ ИНЕРЦИЯ
В прогнозе социально-экономического развития на 2008–2010 гг. темпы прироста ВВП предусмотрены значительно ниже достигнутых в последние два года и ожидаемых в нынешнем. При этом не обеспечивается и удвоение ВВП за десятилетку, что окончательно закрепляет – эта задача, поставленная президентом, уже невыполнима. Однако, по мнению учёных, никаких оснований для этого нет. Вся ситуация в экономике свидетельствует: темпы должны сохраниться на достаточно высоком уровне, что подтверждают и данные доклада Всемирного банка о российской экономике.
Правительство, кажется, перестраховывается. Предусматривается постепенное замедление темпов роста доходной части бюджета. Например, от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, от водного налога и – что симптоматично – от налога на добычу полезных ископаемых и таможенных пошлин от их экспорта. Такие прогнозы, согласно оценкам Института экономики, находятся даже ниже минимально возможных уровней пессимистического сценария развития экономики. Впрочем, именно здесь и нужен гибкий подход. Иначе при реализации оптимистического сценария мы рискуем не воспользоваться уникальным шансом форсировать инвестиционный рост и осуществить кардинальные перемены.
В трёхлетнем плане не соблюдается и пропорция между расходами федерального бюджета и бюджетами других уровней – 56:44 в пользу Центра (против ранее установленных 50:50). Создаётся совершенно нерыночная ситуация, когда огромные доходы, собранные в регионах, концентрируются в столице, а затем частично, трансфертами, возвращаются назад. Понятно, что это необходимо для перераспределения денег от богатых регионов бедным, но сейчас масштабы таких трансфертов выходят за рамки разумного. А вообще подобная практика значительно снижает стимулы увеличения субъектами своих доходов – ведь проще попросить у Центра.
ДО СЛЕДУЮЩИХ ВЫБОРОВ?
Расходы на социальные нацпроекты в бюджете вообще не выделены отдельными статьями, упрятаны в общих расходах. При этом запланированы очень низкие темпы развития. В системе образования за трёхлетку практически не вырастет численность учащихся, а особенно – среднего профобучения. И это – при остром дефиците квалифицированных кадров рабочих профессий. То же и в здравоохранении, где медперсонала не хватает, а обеспеченность больничными койками не растёт, а уменьшается.
Складывается впечатление, что конкретные задачи по нацпроектам, поставленные президентом ещё год назад, уже правительством выполнены и дальнейшее их развитие входит в неторопливый ритм. Но это не так. Именно в этих сферах требуются поистине радикальные меры, чтобы страна наконец-то ощутила позитивные перемены. При этом учёных настораживает неясность того, каких конкретно результатов намерена добиться власть в ходе реализации нацпроектов. Например, Счётная палата РФ уже обратила внимание на существенное сокращение ассигнований на социальные нужды сразу же после предвыборного 2007 года. Аналогично: уже в следующем году по сравнению с нынешним расходы по нацпроектам сократятся на 2,4%, в 2009 г. – на 8,3%, а в 2010 г. – вообще на 32,2%... До следующих выборов?
Непонятной остаётся ситуация вокруг пенсионной реформы, на проведение которой решительно ничего существенного не предусмотрено. Намеченное покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда из госказны – всего лишь уход от решения проблемы и перекладывание её на будущих руководителей страны. Крайне недостаточно отражена и проблема преодоления бедности. Причём в прогнозе приведён лишь один показатель: медленное снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума – с 16% в 2006 году до 10,7% в 2010-м. При таких темпах даже приемлемого для цивилизованного общества уровня бедности мы достигнем где-то за пределами 2010 года. А важнейший показатель, характеризующий имущественное расслоение общества, здесь вообще не фигурирует… Выходит, злободневные социальные задачи вообще не числятся среди приоритетов правительства?