Александр Кондрашов
Кинокомпания Фёдора Бондарчука Art Pictures Vision выпустила пятисерийный фильм по мотивам повести Бориса Полевого «Доктор Вера» (режиссёр и автор сценария Аня Мирохина). Это известное произведение советской литературы было опубликовано в журнале «Юность» в 1966 году и основано на реальных событиях, связанных с оккупацией в 1941 году города Калинина (ныне Тверь, у Полевого это Верхневолжск), и рассказывает о работе в это время городской больницы, где лежали обычные больные, горожане, пострадавшие от бомбардировок, а также – тайно – раненые красноармейцы, которых врачи, рискуя жизнью, выдавали за обычных горожан. После того как город освободила Красная армия, всех коллаборационистов арестовали, но врачей после проверки отпустили. В «Докторе Вере», кажется, впервые для советской литературы исследовалась степень допустимости сотрудничества с оккупантами во время войны.
Очень быстро после публикации книги вышла экранизация режиссёра Дамира Вятича-Бережных с участием столпов советского кино – народных артистов СССР Николая Крючкова, Георгия Жжёнова, Виктора Коршунова, а в главной роли снялась Ирма Тарковская (тогдашняя жена великого режиссёра). Фильм не великий, но очень добросовестный – все участники прекрасно помнили войну и необходимый элемент достоверности в ленте был.
Повесть Бориса Полевого заинтересовала и современных продюсеров – тема предательства и коллаборационизма близка кинематографистам нашего времени, но в отличие от советских экранизаторов, бережно относившихся к первоисточнику и правде войны, интерпретаторы из Art Pictures внесли очень много отсебятины.
Доктор Вера в одноимённом сериале, в отличие от прототипа книги Бориса Полевого Лидии Тихомировой и героини фильма 1968 года, не опытный врач, а медсестра. Сериальная Вера (Татьяна Бабенкова) проучилась когда-то всего два года в мединституте, так что, возглавив госпиталь после гибели главврача, она только учится оперировать. Вряд ли это правдоподобно, но мы вынуждены наблюдать, как она мучается сама и мучает больных. Это придумано, видимо, для того, чтобы выстроить линию отношений неопытной докторши с опытным немецким военврачом Шонненбергом (Дирк Мартенс), который помогает Вере ставить диагнозы и оперировать. В книге и советском фильме он только жёстко контролировал доктора Веру, а в сериале Шонненберг даже вызывает симпатию, потому что добрее других оккупантов и явно неравнодушен к Вере. Вообще, в сериале немцы не одержимы своим превосходством, а весьма человечны, зверски жестоки из них только эсэсовцы.
Тяжелораненого советского полковника Сухохлебова, которого приютила в гражданском госпитале Вера, в фильме играл вызывающий абсолютное доверие и уважение Георгий Жжёнов, в сериале же Сухохлебов (Григорий Чабан) понижен до капитана и ни симпатии, ни доверия не вызывает. Почему-то не он принимает все важные решения, как в повести и фильме, а его подчинённый – молодой, бессмысленно жестокий партизан Мудрик (Даня Киселёв). Если в фильме прикованный к постели Сухохлебов с жжёновской твёрдостью и его же огромным обаянием руководит всем происходящим в госпитале, то в сериале капитан вносит только нервозность, а в решающий момент инициативу в свои руки берут на себя Мудрик и Вера и под их давлением капитан Сухохлебов вынужден раздать оружие из схрона всем находящимся в больнице. И она превращается в штаб восстания и в мишень для фашистских атак. Больные мужчины и женщины с готовностью берут винтовки и гранаты, как заправские вояки, хотя видели их, наверное, впервые в жизни. Как они друг друга не перестреляли? Такой поворот сюжета могли сочинить только несведущие люди. Ни в реальности, ни в повести, ни в первой экранизации ничего подобного не было, это фантазии Art Pictures.
Ещё изумляющие эпизоды. Пожилой генерал вермахта (Вагнер Райнер), влюблённый в актрису Ланскую (Наталья Рогожкина), после взрыва на заводе привозит её, раненую, в больницу, где его встречают восставшие больные в главе с Мудриком, но они генерала почему-то не убивают и не берут в заложники, Ланскую же доктор Вера оперирует, перевязывает, после чего её возвращают генералу, и он с ней благополучно уезжает!
Изумление вызвали также задания, которые выполняла беременная на шестом месяце партизанка Тоня, которая жутко холодной зимой 1941 года постоянно переплывает Волгу под водой полуголой в маске, с ластами и трубкой, чтобы передавать разведданные и получать указания из центра. Всё это выдумано вдохновенными фантазёрами-сценаристами, a хорошей молодой актрисе Елизавете Струниной пришлось сниматься, плавая в ледяной воде.
В финале фильма во время схватки обитателей госпиталя с фашистами у Тони начинаются роды, их принимает доктор Вера. Родив девочку под перекрёстным огнём, Тоня тотчас вступает в бой и погибает от фашистской пули, новорождённую удочеряет, разумеется, Вера… Экранизация по жанру смещается от военной драмы то в умопомрачительный боевик, то в жуткую мелодраму, то в фэнтези.

Однако было в сериале и то, что задевало и заставляло продолжать смотреть. Вызвала уважение разработка образа предателя Винокурова (Виталий Коваленко) – театрального работника, страшно любящего свою жену, актрису Ланскую, и ненавидящего советскую власть. Он намеренно не эвакуировался из города, надеясь на хорошую жизнь при нацистах, тем более что он сам из поволжских немцев. И действительно, быстро сделал карьеру в городе, став бургомистром. Если в советском фильме красавец-предатель Винокуров, в исполнении Анатолия Ларионова – карьерист, манипулирующий своей женой, вызывал отвращение, то в сериале Винокурова – Коваленко жаль, и временами он даже вызывает сочувствие, так как все подлости делает вынужденно: ради красавицы-жены, любовь которой он хочет наконец завоевать. Из русских персонажей это один из немногих убедительный, цельный образ в сериале. А придуманная сценаристами сцена финального самоубийства Винокурова, когда он, раненый, никак не может покончить с собой, а потом его спасает красноармеец из соединения, отбившего Верхневолжск, очень необычна. Она хоть и не имеет отношения ни к повести Бориса Полевого, ни к фильму, но реально трагична и символична. Да, тема предательства остаётся «вечно зелёной», однако актёру удалось также сыграть драму любящего обманутого мужа. Очень живой и таинственный образ госпитального больного Кочкина создал Кирилл Полухин, но кто он на самом деле, предатель или нет, остаётся неясно, и то, что Мудрик его убивает, симпатий красноармейцу не прибавило.
Больше же всех удивили придуманные в Art Picture сюжетные повороты с актрисой Ланской, в сериале её судьба не печальна, как в повести, где она кончает жизнь самоубийством после освобождения города, а невозможно противоречивая и в итоге неправдоподобно героическая. Она то беспрекословно подчиняется мужу, то изменяет ему с немецким генералом и готова с ним уехать в Швейцарию, то пытается спасти свою домработницу-еврейку и чуть не погибает сама, то поёт немцам «Лили Марлен». А уезжая с генералом на поезде из оставленного немцами Верхневолжска, Ланская вдруг совершает грандиозный теракт. На офицерском собрании в вагоне-ресторане она подрывает ручную гранату, в результате чего не только погибает сама, но и убивает всех немецких офицеров в вагоне, а после взрыва гранаты с рельсов сходит вагон, а за ним – другой, и весь состав с отступающими фрицами идёт под откос! Вот кто главный герой фильма, если судить по разрушительным результатам жертвенного подвига актрисы. Впрочем, поверить во всё это невозможно.
Что же в итоге? Все положительные персонажи переписаны настолько неубедительно, что сочувствуешь не героям сериала, а хорошим актёрам, вынужденным оправдывать немыслимые предлагаемые обстоятельства.
На удивление, убедительны немцы, и их, за исключением бездушных эсэсовцев, жалко. И генерала, потерявшего в прямом и переносном смысле голову от любви к русской актрисе, и врача Шонненберга, у которого установилась какая-то доверительная связь с Верой. В финале – замечательный прощальный обмен взглядами между русской докторшей и пленённым немецким врачом. Вспомнился фильм «Сталинград» Фёдора Бондарчука, где самым запоминающимся был образ фашиста, влюблённого в голодающую русскую красавицу из Сталинграда, которую зачем-то пристреливает советский снайпер.
Поначалу возмущало, что сериал имеет возрастное ограничение 18+, думалось: почему? Фильмы же о подвиге советских людей в первую очередь нужно показывать детям. Но, закончив просмотр, пришёл к выводу, что можно было бы сделать ограничение и 21+, и больше, да ещё с запретом демонстрации сериала в Твери (Калинине), где реальную историю доктора Веры очень хорошо знают.