Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 августа 2025 г.
  4. № 31 (6995) (06.08.2025)
Телеведение

Медсестра и влюблённые фрицы

Продолжаем анализ новых сериалов о Великой Отечественной войне

06 августа 2025
Дирк Мартенс (Шонненберг) и Татьяна Бабенкова (Вера)

Александр Кондрашов

Кинокомпания Фёдора Бондарчука Art Pictures Vision выпустила пятисерийный фильм по мотивам повести Бориса Полевого «Доктор Вера» (режиссёр и автор сценария Аня Мирохина). Это известное произведение советской литературы было опубликовано в журнале «Юность» в 1966 году и основано на реальных событиях, связанных с оккупацией в 1941 году города Калинина (ныне Тверь, у Полевого это Верхневолжск), и рассказывает о работе в это время городской больницы, где лежали обычные больные, горожане, пострадавшие от бомбардировок, а также – тайно – раненые красноармейцы, которых врачи, рискуя жизнью, выдавали за обычных горожан. После того как город освободила Красная армия, всех коллаборационистов арестовали, но врачей после проверки отпустили. В «Докторе Вере», кажется, впервые для советской литературы исследовалась степень допустимости сотрудничества с оккупантами во время войны.

Очень быстро после публикации книги вышла экранизация режиссёра Дамира Вятича-Бережных с участием столпов советского кино – народных артистов СССР Николая Крючкова, Георгия Жжёнова, Виктора Коршунова, а в главной роли снялась Ирма Тарковская (тогдашняя жена великого режиссёра). Фильм не великий, но очень добросовестный – все участники прекрасно помнили войну и необходимый элемент достоверности в ленте был.

Повесть Бориса Полевого заинтересовала и современных продюсеров – тема предательства и коллаборационизма близка кинематографистам нашего времени, но в отличие от советских экранизаторов, бережно относившихся к первоисточнику и правде войны, интерпретаторы из Art Pictures внесли очень много отсебятины.

Доктор Вера в одноимённом сериале, в отличие от прототипа книги Бориса Полевого Лидии Тихомировой и героини фильма 1968 года, не опытный врач, а медсестра. Сериальная Вера (Татьяна Бабенкова) проучилась когда-то всего два года в мединституте, так что, возглавив госпиталь после гибели главврача, она только учится оперировать. Вряд ли это правдоподобно, но мы вынуждены наблюдать, как она мучается сама и мучает больных. Это придумано, видимо, для того, чтобы выстроить линию отношений неопытной докторши с опытным немецким военврачом Шонненбергом (Дирк Мартенс), который помогает Вере ставить диагнозы и оперировать. В книге и советском фильме он только жёстко контролировал доктора Веру, а в сериале Шонненберг даже вызывает симпатию, потому что добрее других оккупантов и явно неравнодушен к Вере. Вообще, в сериале немцы не одержимы своим превосходством, а весьма человечны, зверски жестоки из них только эсэсовцы.

Тяжелораненого советского полковника Сухохлебова, которого приютила в гражданском госпитале Вера, в фильме играл вызывающий абсолютное доверие и уважение Георгий Жжёнов, в сериале же Сухохлебов (Григорий Чабан) понижен до капитана и ни симпатии, ни доверия не вызывает. Почему-то не он принимает все важные решения, как в повести и фильме, а его подчинённый – молодой, бессмысленно жестокий партизан Мудрик (Даня Киселёв). Если в фильме прикованный к постели Сухохлебов с жжёновской твёрдостью и его же огромным обаянием руководит всем происходящим в госпитале, то в сериале капитан вносит только нервозность, а в решающий момент инициативу в свои руки берут на себя Мудрик и Вера и под их давлением капитан Сухохлебов вынужден раздать оружие из схрона всем находящимся в больнице. И она превращается в штаб восстания и в мишень для фашистских атак. Больные мужчины и женщины с готовностью берут винтовки и гранаты, как заправские вояки, хотя видели их, наверное, впервые в жизни. Как они друг друга не перестреляли? Такой поворот сюжета могли сочинить только несведущие люди. Ни в реальности, ни в повести, ни в первой экранизации ничего подобного не было, это фантазии Art Pictures.

Ещё изумляющие эпизоды. Пожилой генерал вермахта (Вагнер Райнер), влюблённый в актрису Ланскую (Наталья Рогожкина), после взрыва на заводе привозит её, раненую, в больницу, где его встречают восставшие больные в главе с Мудриком, но они генерала почему-то не убивают и не берут в заложники, Ланскую же доктор Вера оперирует, перевязывает, после чего её возвращают генералу, и он с ней благополучно уезжает!

Изумление вызвали также задания, которые выполняла беременная на шестом месяце партизанка Тоня, которая жутко холодной зимой 1941 года постоянно переплывает Волгу под водой полуголой в маске, с ластами и трубкой, чтобы передавать разведданные и получать указания из центра. Всё это выдумано вдохновенными фантазёрами-сценаристами, a хорошей молодой актрисе Елизавете Струниной пришлось сниматься, плавая в ледяной воде.

В финале фильма во время схватки обитателей госпиталя с фашистами у Тони начинаются роды, их принимает доктор Вера. Родив девочку под перекрёстным огнём, Тоня тотчас вступает в бой и погибает от фашистской пули, новорождённую удочеряет, разумеется, Вера… Экранизация по жанру смещается от военной драмы то в умопомрачительный боевик, то в жуткую мелодраму, то в фэнтези.

Прототип героини – Лидия Тихомирова

Однако было в сериале и то, что задевало и заставляло продолжать смотреть. Вызвала уважение разработка образа предателя Винокурова (Виталий Коваленко) – театрального работника, страшно любящего свою жену, актрису Ланскую, и ненавидящего советскую власть. Он намеренно не эвакуировался из города, надеясь на хорошую жизнь при нацистах, тем более что он сам из поволжских немцев. И действительно, быстро сделал карьеру в городе, став бургомистром. Если в советском фильме красавец-предатель Винокуров, в исполнении Анатолия Ларионова – карьерист, манипулирующий своей женой, вызывал отвращение, то в сериале Винокурова – Коваленко жаль, и временами он даже вызывает сочувствие, так как все подлости делает вынужденно: ради красавицы-жены, любовь которой он хочет наконец завоевать. Из русских персонажей это один из немногих убедительный, цельный образ в сериале. А придуманная сценаристами сцена финального самоубийства Винокурова, когда он, раненый, никак не может покончить с собой, а потом его спасает красноармеец из соединения, отбившего Верхневолжск, очень необычна. Она хоть и не имеет отношения ни к повести Бориса Полевого, ни к фильму, но реально трагична и символична. Да, тема предательства остаётся «вечно зелёной», однако актёру удалось также сыграть драму любящего обманутого мужа. Очень живой и таинственный образ госпитального больного Кочкина создал Кирилл Полухин, но кто он на самом деле, предатель или нет, остаётся неясно, и то, что Мудрик его убивает, симпатий красноармейцу не прибавило.

Больше же всех удивили придуманные в Art Picture сюжетные повороты с актрисой Ланской, в сериале её судьба не печальна, как в повести, где она кончает жизнь самоубийством после освобождения города, а невозможно противоречивая и в итоге неправдоподобно героическая. Она то беспрекословно подчиняется мужу, то изменяет ему с немецким генералом и готова с ним уехать в Швейцарию, то пытается спасти свою домработницу-еврейку и чуть не погибает сама, то поёт немцам «Лили Марлен». А уезжая с генералом на поезде из оставленного немцами Верхневолжска, Ланская вдруг совершает грандиозный теракт. На офицерском собрании в вагоне-ресторане она подрывает ручную гранату, в результате чего не только погибает сама, но и убивает всех немецких офицеров в вагоне, а после взрыва гранаты с рельсов сходит вагон, а за ним – другой, и весь состав с отступающими фрицами идёт под откос! Вот кто главный герой фильма, если судить по разрушительным результатам жертвенного подвига актрисы. Впрочем, поверить во всё это невозможно.

Что же в итоге? Все положительные персонажи переписаны настолько неубедительно, что сочувствуешь не героям сериала, а хорошим актёрам, вынужденным оправдывать немыслимые предлагаемые обстоятельства.

На удивление, убедительны немцы, и их, за исключением бездушных эсэсовцев, жалко. И генерала, потерявшего в прямом и переносном смысле голову от любви к русской актрисе, и врача Шонненберга, у которого установилась какая-то доверительная связь с Верой. В финале – замечательный прощальный обмен взглядами между русской докторшей и пленённым немецким врачом. Вспомнился фильм «Сталинград» Фёдора Бондарчука, где самым запоминающимся был образ фашиста, влюблённого в голодающую русскую красавицу из Сталинграда, которую зачем-то пристреливает советский снайпер.

Поначалу возмущало, что сериал имеет возрастное ограничение 18+, думалось: почему? Фильмы же о подвиге советских людей в первую очередь нужно показывать детям. Но, закончив просмотр, пришёл к выводу, что можно было бы сделать ограничение и 21+, и больше, да ещё с запретом демонстрации сериала в Твери (Калинине), где реальную историю доктора Веры очень хорошо знают.

Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Озеров и Олялин: эпос «Освобождения»

    06.08.2025
  • Одно большое сердце на всех

    01.08.2025
  • Аль Пачино – экзорцист

    31.07.2025
  • Обладая достоинством русского актёра

    30.07.2025
  • Куда приводит ложь

    26.07.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Книга Интервью Утрата Новости Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Поэзия Коми Эпоха и лица Музейное дело Юбилей
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS