Работа, деньги и любовь. Путеводитель по самореализации. – СПб.: Питер, 2008. – 498 с.: ил. – (Серия «Как помочь себе самому»).
Как ни крути, с наступлением кризиса поводов для стресса стало много больше, нежели, скажем, два-три года назад. И даже если зарплата на предприятии выплачивается и её хватает на жизнь, предваряющие словечки «ещё пока» создают невероятное психологическое напряжение.
Многие люди, имеющие привычку искать ответы в специальной литературе, заходя на территорию психологической, в нынешней ситуации имеют все шансы получить ещё более сильный стресс, прочитав книгу Натальи Грэйс «Работа, деньги и любовь».
›мкий текст, с ясной, местами излишне резко и грубовато изложенной жизненной позицией автора, но, как мне показалось, не имеющий ни цели, ни малейшего шанса чем-то помочь окружающим. Сверхзадача мне представляется лишь в том, чтобы всеми возможными способами заставить читателя отдать деньги за этот «товар» или за посещение тренингов, проводимых автором. Не более…
«Посвящаю желающим тягаться со смертью» – вступление достойно философского трактата. Но рискнувших вчитаться хочу предупредить, что главной героиней будет только Наталья Грэйс, её судьба, её комплексы, с которыми она успешно боролась и благодаря борьбе с которыми уверилась, что «большая часть людей умрёт нереализованными, но среди них не будет меня, Натальи Грэйс». Вся книга оформлена фотографиями Натальи – её нога, её спина, её шляпка, её тень, её портреты в полутонах. Книге свойственен подростковый максимализм, и не совсем понятно – то ли это рекламный ход для привлечения как можно большего числа молодых читателей, то ли автор просто не может рассуждать иначе. К сожалению, многие выводы из-за излишней резкости становятся просто оскорбительными. Вот несколько примеров, вызывающих недоумение. Библиотекари, по мнению Натальи Грейс, – это неудачники, зависимые и несчастные. «Они считают, что жизнь обязана подарить им хорошую работу. Шиш! Никаких подарков за душевную лень, слепоту и безответственность. Только 50 долларов и синие чулки вокруг, среди каталогов».
В отношении другого утверждения о том, что «коллекционерство – особая форма нереализованности», очень хотелось бы поинтересоваться, бывала ли автор этих строк когда-либо в Третьяковской галерее. Вряд ли. Служащие там не получают больших зарплат, поэтому, по всей видимости, путь туда людям, подобным Наталье, заказан.
Страшно себе представить историю дореволюционной России в воображении человека, утверждающего, что «пойти по стопам родителей почти всегда означает предать себя, свои желания, свои потребности и мечты». Оказывается, все те, кто из поколения в поколение, от отца к сыну, передавали навыки различных ремёсел, торговли, преподавания, приготовления вкусной еды, ведения хозяйства, актёрства и даже управления государством, были чрезвычайно несчастны, потому что «предавали свой потенциал из уважения к родителям».
Вообще суждения автора об окружающих сводятся к некоей неизвестно откуда взятой градации и статистике. В книге масса обвинений в адрес 90% людей, у которых, по мнению Грэйс, вообще нет желаний, и 9% тех, у которых «желания неясные». Внимания заслуживает только 1%, имеющий ясные цели. Однако, как выясняется позже, и цели не все бывают достойными. Они подразделяются на личные, социально полезные и связанные с самосовершенствованием. Оказывается, послать матери открытку (!) к Новому году или навестить родную тётку – это социально полезная цель, а личные цели «у большинства людей сводятся к тому, чтобы что-нибудь купить. И ещё размножаться, чтобы их дети покупали и старели, старели и покупали».
Обидно становится за тех, кто в ситуации кризиса потерял работу, обратился за помощью к этой книге и прочёл: «Когда я слышу нытьё о том, что нет приличной работы, то меня душит смех! Оторвите от стула свой нежный филей». Очень хочется попросить Наталью Грэйс очнуться от гипноза денег и маркетинговых схем, кои становятся единственной заслуживающей одобрения и уважения темой разговора. У многих потерявших сейчас работу, особенно в провинции, нет возможностей накормить и выучить своих детей. Им нужны психологическая поддержка и серьёзный практический совет, а не ёрнический смех и осуждение.
Карикатурный мир человеческих желаний и поступков, созданный Натальей Грэйс, подчёркивается её описанием, например, Цветаевой в главе о том, что правильные черты лица и внешняя красота не обязательны для достижения целей. «О том, какой красавицей была Марина Цветаева, можно судить по её фотографиям с оттопыренным животом и сутулой спиной. Неухоженное одутловатое лицо, мешковатые платья, крестьянский стиль в одежде. И надо же, она имела успех и её внешность – тоже». О любви здесь вы не прочтёте ни строчки, думаю, из всего вышесказанного это и так понятно…
Издание мало отношения имеет к психологии и к публицистике. Вероятно, о нём не имело бы смысла говорить вообще. Если бы не заявленное на обложке, в заголовке и аннотации обещание помочь и утверждение, что человек, прочтя эту книгу, сможет разобраться в своей жизни, стать успешным и богатым. Если бы не обилие подобной литературы в магазинах… К сожалению, подростки способны купиться и на столь красивые обещания, и на грубовато-парадоксальный стиль. Однако в кого же превратятся юноши и девушки, выросшие на таких книгах и поверившие в лозунги, изложенные в них? В роботов, не имеющих ни родины, ни родства, ни истории, ни чувств, ни культуры, способных жить лишь по той программе, которая будет заложена подобными «психологическими» установками?