Рихард Вагнер. Моя жизнь. В 2-х томах / Перевод с немецкого Г.А. Ефрона, В.М. Невежиной, А.Я. Островской; Том 1 – 464 с., том 2 – 576 с. – М.: Вече, 2014. – (Мемуары ACADEMIA). – 1000 экз.
«Я родился 22 мая 1813 года в Лейпциге, на Брюле, во втором этаже дома, носившего название «Красный и Белый Лев». Через два дня меня крестили в церкви Святого Фомы и нарекли Вильгельмом Рихардом». Так начинаются записанные под диктовку мемуары великого немецкого композитора Рихарда Вагнера, 200-летний юбилей которого широко отмечался в прошлом году во всём мире. А у нас в «ЛГ» под рубрикой «Мой Вагнер» высказались наиболее яркие представители отечественного музыкального искусства.
И вот теперь – настоящий подарок издательства «Вече» – долгожданные воспоминания, которым отдано в общей сложности 15 лет жизни автора «Лоэнгрина» и «Золота Рейна», – двухтомная «Моя жизнь». Первое российское издание увидело свет более ста лет назад – в 1911–1912 годах в санкт-петербургском издательстве «Грядущий день». В 2003-м, когда в Мариинском театре было поставлено «Кольцо нибелунга», два издательства – АСТ и «Эксмо» почти одновременно выпустили воспоминания. Но в отличие от «Вече» – без изменений и комментариев.
Как отмечает в своём объёмном предисловии «Моя жизнь» Р. Вагнера и значение мемуаров немецкого гения для русской культуры» Мария Залесская, даже после первого и единственного приезда Вагнера в Москву и Санкт-Петербург в 1863 году «Россия была ещё не готова безоговорочно принять новую музыкальную эстетику. Более того, в процессе борьбы за развитие национальной музыки любые образцы русскими композиторами априори отвергались. Отсюда – резкая, подчас непримиримая и несправедливая критика искусства Вагнера»...
Ценность этого прекрасно изданного двухтомника не только в том, что перевод подвергнут новой редактуре, максимально исправлены недочёты и ошибки прежних изданий, присутствует подробный справочный аппарат, но и в том, что определённые исторические события снабжены краткими пояснительными статьями, чтобы читателям сразу становилось понятно, о чём идёт речь. И позволяет во всём многообразии увидеть жизнь Европы ХIХ века – от кузнеца – соседа композитора до королевских особ и ярчайших деятелей искусства. Но главное в «Моей жизни», конечно, сама фигура гениального композитора, чьи произведения до сих пор вызывают и яростные споры, и неподдельный интерес во всём мире.