Каждый вечер за два часа до сна я пью стакан кефира. Вот и на этот раз взболтал бутылку и, наливая содержимое в стакан, залюбовался добродушной бабушкой на фоне домика. Неожиданно в поле зрения попала фраза «вес нетто 900 граммов». А я по наивности полагал, что в литровой бутылке должен быть литр молочнокислого продукта. Вспомнил, что в холодильнике стоит ещё одна бутылка кефира, где на этикетке хитро улыбался кот. Там кефира оказалось побольше – 930 граммов.
В магазине стал внимательно приглядываться к другим продуктам. Баночка сметаны и пачка сливочного масла «похудели» с двухсот до 180 граммов. Глазированные ванильные сырки скукожились на 10%, до 45 граммов.
В законе РФ «О защите прав потребителей» говорится об обязанности производителя информировать клиента о соответствии товара ГОСТу или ТУ, а также о весовой кондиции. Формально вроде бы закон соблюдён, всё это написано, но ведь фактически покупателей просто дурят. Вес товара уменьшился, а цены остались прежними, на ряд же молочной продукции даже увеличились. Плитка молочного шоколада стала весить 90 граммов, хотя ранее была стограммовой. Вафельный стаканчик с мороженым полегчал аж на 20%. Я наивно подумал даже, что тем самым нас уберегают от ангины: чем меньше съел мороженого, тем меньше вероятность заболеть.
Объегоривание покупателя налицо, но все вокруг молчат, и никто ничего как бы не замечает. Вот если бы в пол-литровую бутылку водки наливали, не снижая цену, 400 или 350 граммов – скандал был бы грандиозный.
Недавно купил в магазине литровую бутылку подсолнечного масла. По вновь приобретённой привычке посмотрел объём – 868 граммов. От удивления впал в ступор – вот это точность! Позвонил в одну из фирм-ритейлеров. Девушка терпеливо выслушала меня, а потом отчитала: «Производитель ищет возможность снизить свои затраты. Но вы не огорчайтесь! Меньше ешь – легче для организма!»
Хотелось бы задать вопросы Роспотребнадзору и Министерству сельского хозяйства: а что, на упаковки стандарта нет? Можно манипулировать весом и ценами в угоду прибыли? Сэкономленные граммы при неизменённой цене – это дополнительные бутылки и упаковки, которые как будто бы свидетельствуют об увеличении товарной массы. Но это если считать по бутылкам. А скоро будет, как в русских народных сказках: «По усам текло, да в рот не попало».