Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Мещанство губит вкус и талант

01 января 2007

ЯСНОЕ И ДОБРОЕ

Мы продолжаем разговор, начатый музыкантами Вячеславом и Натальей Тепляковыми в материале «Семейное пение» («ЛГ» № 41).
В предыдущем выпуске «Детского времени» («ЛГ» № 45) были напечатаны отклики на эту публикацию. Наши сегодняшние собеседники – альтисты Государственного камерного оркестра России Александра и Радик Ханафины. Он – концертмейстер группы альтов, она – его заместитель. У них трое детей: Саше – 13, Маше – 11 и Мише – 9. Говоря о музыкальном воспитании, нельзя было не коснуться проблем воспитания вообще в существующей культурной среде.

Радик: – Раньше я эстраду ненавидел за пошлятину, основанную на кривлянии, эротизме, себялюбии, основанную на самых жутких проявлениях человеческой натуры. А потом довольно неожиданно для самого себя вдруг открыл группы и певцов, которых начал уважать: «Наутилус», Гребенщиков…
Александра: – Согласна, нельзя называть культурой только то, что было до семнадцатого года, а всё остальное – бескультурьем. Есть определённый пласт, который никогда не вычеркнуть, да и вычёркивать не стоит, – эстрадная музыка. На смену ей придёт нечто новое и вытеснит всю ту дрянь, которая скопилась. Ведь мы живём в современном мире, и не отдыхаем под звуки клавесина, и на ночь не слушаем псалмы или Баха в исполнении Гарри Гродберга. Время меняется. Старинное кольцо с бриллиантом мы не наденем на дискотеку. Иногда можно на него посмотреть, как на картину в Третьяковской галерее.
– Всему своё время и своё место. По-моему, это важно и в деле воспитания детей, и вообще для всей нашей культуры. Я думаю, что нельзя воспитать ребёнка лишь на шедеврах классической музыки, живописи, литературы, то есть на каких-то идеальных образцах. Знаю немало примеров, когда дети, подростки, вышедшие из очень интеллигентных семей музыкантов, художников, артистов, становились чудовищами. Мы знаем величайших живописцев, скульпторов эпохи Возрождения, которые в быту отличались чудовищным неистовством. То есть одной классической подпитки, одного искусства, современного, не современного, мало. В вопросах воспитания нужна конкретная, ежедневная кропотливая работа. И, воспитывая, нужно хорошо понимать, против чего ты воспитываешь. Не «за», а именно «против».
– При этом важно не перегибать в желании во что бы то ни стало воспитать в ребёнке духовность. Всё дело в методах и избирательности. Не надо быть навязчивым по отношению к детям. Одна женщина рассказывала: когда она кормит грудью малыша, включает духовную музыку, чтобы он с молоком матери впитывал херувимскую службу. «Херувимское» нужно слушать в храме, а не во время кормления младенца.
– И другая сторона медали. Девочка говорит бабушке: «Я хочу стать модельером». А бабушка в ответ: «Да что ты! Какая мерзость это делать!..» Можно быть благочестивым человеком и при этом посмотреть фильм Гибсона «Страсти Христовы». Воспитывая детей, начинать нужно с себя.
Я считаю, что в хорошей семье огромную роль играет нравственность в поведении супругов. Семья – это храм. Я говорю сейчас не о церковности, обрядовости или выборе какой-то религии. Для меня слово «храм» – это нравственность, это определённые законы, которые должны быть в любой христианской семье. В нашей семье они есть. Мы их не декларируем, мы в них живём. Должен быть критерий нравственности, камертон, который определяет движение по жизни. Если хотите, цензура в хорошем смысле слова.
– Дети всегда всё чувствуют. И если мы будем говорить им о праведности, а сами воровать, они это всё равно заметят и сделают свои выводы. Недавно мои дети столкнулись с тем, что из почтовых ящиков кто-то украл газеты с рекламой. Я, честно говоря, и не заметила бы, а для них – воровство. Их это поразило. А ведь можно было бы сказать: «Да ладно, их всё равно выкидывают». Но есть опасность, что ребёнок впоследствии сделает то же самое, но уже не с газетами, а с вещами, которые имеют какую-то материальную ценность.
– И всё-таки не стоит замыкаться на академизме. В пирог жизни надо добавить какую-то изюминку. Другое дело, что родителям часто не хватает образования и интеллекта, чтобы успеть за ребёнком и его стремительным информационным ростом. Не хватает способностей отследить и проанализировать адекватно – а что они смотрят, слушают. Я намеренно не говорю о классической музыке. Она – не панацея и должна появляться тогда, когда найдёт отклик в душе ребёнка. Или же это должно быть какое-то потрясающее зрелище вроде посещения Большого театра. Мои дети были восхищены классической музыкой, посмотрев фильм «Опера», где играет прекрасный оркестр и поют Кипкало, Милашкина, Атлантов, Нестеров, Вишневская. В фильме при этом скачут, стреляют, луки, стрелы. Он меня зацепил. А я зацепил детей. Очень важно, воспитывая, и самому воспитываться, тогда будет что предложить ребёнку.
Вивальди мы им поставили, когда они играли. Замечательная, весёлая музыка. Они прыгали и невольно вслушивались в эту музыку, и так познакомились с Вивальди. Мы не сажали их за стол и не говорили: «Слушай внимательно, это важно».
Но я бы не стал, честно говоря, мучить детей классической музыкой. Мой старший сын по нашей, мягко говоря, рекомендации несколько лет занимался этой самой скрипкой. И возненавидел её смертной ненавистью. И, слава Богу, бросил. И вот когда он перестал играть из-под палки, он вдруг начал слушать в наушниках «Реквием» Моцарта вперемежку с «Наутилусом» и группой «Юпитер». Он должен интересоваться разным. Мы часто с этой классикой перебираем.
– И, между прочим, когда он бросил скрипку, вдруг стал спортсменом. Причём именно тогда, когда мы махнули рукой на его спортивные достижения. Он метался из стороны в сторону, раздражал, плохо учился и ничего не мог для себя найти. И тут – спортсмен. Увлёкся стрельбой из лука. А недавно сдал норму на первый мужской разряд. Сашка перестал сутулиться и… научился сосредотачиваться. Там, где нет насилия над личностью, она раскрывается в неожиданных проявлениях.
Нам хочется учить, учить и учить… Не перегнуть бы эту палку, не сломать бы её. Необходимо жить с ребёнком не параллельно, а вместе, как говорится, «душа в душу». «Какая у вас проблема?» И выясняется: «Вот, девочки из класса сказали, что у меня отстойный мобильник». Дочь его бросает и говорит: «Я больше не возьму его с собой». А телефон красивый, дамский, стильный. Мещанская среда вдохновляет тех, кто её боготворит. И подавляет, подчиняет. Ребёнку трудно противостоять. А бывает, родители сидят и слушают все эти «фабрики» и наших доморощенных «звёзд». То, что потребляют родители, потребляют и дети. Если родители едят крупно нарубленный винегрет, дети не будут гурманами.
– Сейчас многие «подсели» на старый советский кинематограф и считают, что это – панацея от всех бед. Не думаю. По-моему, должны разумно сочетаться и старое прекрасное, и новое прекрасное. Главное в другом – как воспитывать в мире, который несколько свихнулся? Я считаю, в ребёнке нужно раствориться, тогда он будет только твой.
Интересное детям нужно подкладывать. Они порой забывают, какие на полочке лежат книги или диски. Или поставить их перед фактом: «Я не хочу, чтобы вы сейчас громили квартиру и прыгали на ушах» – «А что нам делать? Скучно…» – «Возьми и посмотри (или послушай)». Я часто слышу жалобы родителей: «Мой заблудился в Интернете! Когда оттуда вылезает, похож на сумасшедшего…» И в этих случаях я жёсток. Я подхожу и «вынимаю» детей из Интернета. И сразу говорю: «Иди и почитай. Переключись». В нашей семье дети почти не смотрят телевизор. У них огромный выбор видео и прочих дисков. Сначала я немного испугался: если они увидят всё, что продают… Ну, сами понимаете. Потом спокойно рассудил: они на стороне, и в Интернете, и на тех же дисках уже всё видели. И выводы уже все сделаны. Я надеюсь на это.
Кинематограф перегружен жестокостью, порнухой, телами, потом. И наш, и американский. Проблема только в том, что там, в Америке, к таким картинкам относятся проще, чем у нас. У нас народ либо с головой окунается в порнографию, либо говорят: «Телевизор – в окно». Нет той разумной середины, которая нужна всем нам. И, честно говоря, становится труднее и труднее: всё больше «завлекалок» появляется для детей. Ещё недавно мобильный телефон был средством связи, а сейчас – Интернет, примочки, приколы, 3D-графика. Они оторваться от этого не могут. Не отбирать же у них мобильники, но каким-то образом нужно сделать так, чтобы всё это быстро перегорело. Без тонкого вмешательства и контроля родителей нельзя. Но наседать на детей тоже нехорошо. Они же из духа противоречия будут всё делать наоборот.
– Я всегда жёстко запрещаю. Но не так – всё, отрубила, отрезала. Я, запретив, стараюсь сразу объяснить запрет. Стараюсь с высоты родительского авторитета спуститься к тем «мелочам», которыми они живут. А просто запрещать – бесполезно. Здесь дверь поставишь, он в окно. Окно закроешь, он пролезет через подпол. Да с тем же телефоном… Дошло ведь до того, что мы купили дочке новый телефон. Пошли на поводу. Потом мы долго говорили с ней о мещанстве, ещё русские классики писали: мещанство – гибель вкусов и талантливых людей. Но сложно их воспитывать. Безумно сложно.
Я не люблю Диму Билана – такой отпочковавшийся Киркоров, но раскрутившийся, поскольку есть спрос. Маша недавно пришла из школы и рассказала, что рассорилась с девочкой, которая спросила: «А как тебе Билан?» – «Да так, не очень». Ей девочка ответила, что с сегодняшнего дня перестанет с ней здороваться. И это не шутки, когда в классе человек оказывается в вакууме. Одна половина класса говорит: «У тебя отстойный мобильник», другая: «Как?! Ты не слушаешь Билана?!» И наши дети часто не знают, что предпринять. Родители – родителями, а среда – средой. А вот у Саши класс совсем другой. Ему комфортно.
– Мы с детьми всегда разговариваем очень откровенно. Никогда не сюсюкали. Конечно, Мишу, девятилетнего пацана, я не загружаю вселенскими проблемами и не разговариваю с ним о вещах, которые обсуждаю со старшим сыном. А Сашка – человек очень чуткий и восприимчивый. И очень интересно рассуждает. Но и его тоже слишком перегружать не надо. Всё надо делать поступательно. Нельзя тянуть репку за ботву, чтобы репка быстрее выросла. И ботву оборвёшь, и репку выдернешь.

И, кстати, о проблеме полового воспитания: родители думают, чем раньше расскажут, тем лучше, и начинают такое нести, что дети в ужасе. Я как-то слышал: «Дети сейчас знают больше родителей». Ничего подобного. Дети много об этом говорят и смотрят, чего не надо, а знать об этом они ничего не знают. И проблема становится проблемой только потому, что в проблему превращается любая скверна. Откуда появление аномальных отношений между полами? Родители начали слишком много себе позволять. И дети получают превратное представление о том, чем, собственно, должен жить человек. Есть и другая крайность. В Англии детям на ночь надевали железные трусы.
Одни родители хотят, чтобы ребёнок взял от жизни всё. Не дай Бог недоберёт, ущербным будет, неловким. Другие наоборот – хотят законсервировать детей. Вдруг мальчик прикоснётся к чему-нибудь такому. Пусть лучше живёт только в праведности. А только в праведности всё равно не получится. Мне кажется, и тот, и другой случай от недоверия к детям и от недоверия детей к родителям. Я, между прочим, сам когда-то этим бредил и читал детям на ночь жития святых. Потом понял: во всём должно быть чувство меры. И в искусстве, и в воспитании.
– Если в семье создаётся определённая аура, дети будут ею воспитываться. Как я живу, так и ребёнка буду учить жить. И он это обязательно увидит и постарается всё лучшее из моей жизни сделать своим.
– У человека от музыки вообще душа размягчается, он становится более восприимчивым к чему-то хорошему. Вот я – из некрещёной семьи, но музыка на меня повлияла. И не только потому, что я музыкант. В каждом из нас есть высокое и низкое, белое и чёрное. И считаю, что во многом благодаря музыке я открыл в себе себя – довольно неожиданно пришёл к осознанию, что нужно пойти в храм, покреститься, потому что мы с Сашей должны были пожениться, повенчаться. А это, в свою очередь, оказало необыкновенное воздействие на нашу жизнь. И хорошо живём уже восемнадцать лет. И детей – трое. И дети у нас, я считаю, другие. Я не хочу хвастаться, но они не похожи на многих детей. Я чувствую, что в них западает какое-то здоровое зерно по отношению к этому оголтелому мещанству, которое сейчас процветает. Они судят о людях не так, как судил Бальзаминов: «А мне богатые невесты все на одно лицо».
Маша приходит из школы и говорит: «У нас в школе такая проблема: девочки дружат в основном с теми, у кого состоятельные родители». И ей это не нравится.
Что такое духовность? Совсем не обязательно, что это обрядовость какая-то. Я знаю глубоко верующих людей, которые не являются исполнителями обрядовой стороны жизни. При этом я не могу назвать духовными некоторых людей, которые исправно совершают обряды. Не так всё просто. И воспитание детей тоже непростая штука. Самое главное – пример родителей, потому что дети видят больше того, что мы им говорим, больше того, что мы им показываем. Ни за какими дверями мы не спрячемся от тонкого, острого взгляда детей…
– А если не увидят, то почувствуют… Конечно, хотелось бы, чтобы кто-то из наших детей пошёл по нашим стопам. Маша играет на скрипке. Я хочу, чтобы она стала скрипачкой. У неё есть для этого хорошие данные. Но многого и нет. Может быть, она ещё подрастёт и раскроется. Всё-таки это хоть и безденежное, но очень красивое дело. Оно возносит душу человека.
– Это жуткий, кропотливый, кровавый труд – играть на скрипке. Надо двадцать лет отмучиться, чтобы оставшиеся двадцать пять играть с удовольствием. Но настоящий музыкант никогда не будет состоятельным человеком. Это человек, обречённый на творчество. А вопрос денег, между прочим, вопрос достаточно серьёзный. Маше дети в музыкальной школе говорят: «Маш, но ты же не заработаешь на этом ничего». Маша знает, что ответить, потому что ей папа говорил когда-то: «Да, денег будет мало, но зато ты будешь заниматься любимым делом, будешь выступать в красивом платье на прекрасной сцене, тебе будет аплодировать публика. Пусть даже ты будешь работать для себя, но это дорогого стоит. Есть всё же ценности, которые дороже денег. Твоя свобода, например. А творчество даёт возможность быть свободным человеком». Но это папины слова, не более того. А в подсознании ребёнка обида всё-таки гнездится. Поёт какая-то девчушка, которая по-русски двух слов связать не может, но двигается похабно и упрямо. И для неё готовят клипы стоимостью в мой полугодовой бюджет. Ребёнок воспринимает это болезненно.
Я помню времена, когда разумно относились к музыкальной культуре. Её поддерживали. А сейчас…
– Есть «территории», которые не могут развиваться сами по себе. Есть отрасли, которые погибнут без питания, – наука, армия, культура. Хотя, смотря о какой культуре говорить…
Возможно, и придёт ещё мода на культуру. Была же она когда-то. На культуру истинную, а не на псевдо, которую нам сегодня активно навязывают.

Записал Андрей КУЧЕРОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии Презентация ЛГ рейтинг Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS