«В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии».
Константин Паустовский
Не приходилось ли вам замечать, что, когда читатели среднего или старшего поколения слышат фамилию Паустовский, их губы трогает мечтательная улыбка? Перед нами трудная задача – рассказать о музее этого писателя и его творчестве так, чтобы молодым захотелось прочитать хотя бы один его рассказ (а там уж, мы уверены, трудно будет оторваться от книги), а тем, кто растерялся в нашей тяжёлой жизни, вспомнить, перечитать любимые страницы и оттаять душой. Хорошо бы, если б рассказ о музее всколыхнул память одних, вызвал любопытство других и в итоге привёл бы нас к книжной полке.
«Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек». Так писал К.Г. Паустовский, и таким был он сам, но, прибавим от себя, ещё и необыкновенно талантливым.
Константин Георгиевич Паустовский – уроженец Москвы. И, конечно, в столице нельзя обойтись без его музея. Согласимся, что в Тарусе, которую писатель так любил, музей побогаче, но московский по-своему интересен, выстрадан его сотрудниками и любим посетителями.
Жизнь Паустовского была полна событий эпохального значения, в ней было много городов и стран, работы, путешествий, встреч, радостей и потерь и – всемирная известность. Шведская Академия посчитала его достойным Нобелевской премии по литературе в 1965 г., и уже были изданы в «нобелевской» серии однотомники писателя. Но советским властям его кандидатура не подошла, и «добро» не было дано.
Семьдесят шесть лет – большая, яркая, талантливая жизнь. Почему же нынешнее молодое поколение так мало знает о нём, так плохо знакомо с творчеством писателя? Может, потому, что не значился среди диссидентов, чьи имена на слуху, а половину жизни работал в среднерусской глубинке, которая стала для него творческим спасением в 1930-60 годах? В лучшем случае современный читатель слышал о нём как о певце русской природы. Паустовский писал: «Самое большое, простое, бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда». И ещё: «Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мной вещей».
Создание московского музея писателя – это история любви. С ноября 1975 года – даты образования – музей прошёл все стадии становления: он был самодеятельным – школьным, народным и, наконец, государственным. Необычна история его создания: он основан учениками школы ‹ 456 под руководством учительницы литературы З.В. Квитко. Именно ребята ездили по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя, знакомились с людьми, знавшими его, привозили фотографии, книги, подаренные им вещи. Этот детский энтузиазм был ответом на тот драгоценный дар, который они получали, читая Паустовского.
Сколько упорства, терпения, труда и энтузиазма потребовалось от людей, занимавшихся обустройством и становлением этого музея, но всех их сплотила любовь к творчеству К.Г. Паустовского. В сложные годы, с 1987 по 1993, сотрудники музея работали в основном на общественных началах, но и тогда у него появились новые друзья, существенно пополнились фонды, за помощью и консультациями стали обращаться даже иностранцы.
Дом, который часто называют «Серая дача», где теперь расположен Литературный музей – центр К.Г. Паустовского, стоит в чудесном природном заповеднике – Кузьминском парке и как бы объединяет город, где родился, жил и стал известным писатель, и воспетую им русскую природу, Мещёру, любимую Тарусу, тот уголок земли, в котором он захотел остаться навсегда.
Да, Паустовский никогда не был в этом доме (давным-давно совсем недалеко отсюда проходила линия трамвая, на котором работал кондуктором будущий писатель). Но пусть это вас не смущает: удивительным образом и этот дом с мезонином, и лес, его окружающий, и шум ветра в верхушках старых деревьев, и розовые облака зимнего заката – всё вместе соответствует самому духу творчества писателя, и верится, что ему бы понравилось это место.
Идём по дому, и всё кажется нам давно знакомым, мы уже читали о таком же в его рассказах: и о скрипящих половицах, и об особом запахе дерева, и о картинах. И даже этого кота, что сидит сейчас на рояле, мы тоже знаем: хитрым взглядом и гордой осанкой он напоминает своего собрата из рассказа «Кот-ворюга». Хорошо в таком доме осенью, под шорох золотого листопада и дождя, писать: «Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше этих самых дней». И это тревожное и радостное предчувствие счастья передаётся и нам, когда мы рассматриваем представленные в экспозиции музея книги и рукописи писателя, интереснейшие фотоснимки, газетные и журнальные материалы, графику и живопись, связанные с его биографией – рабочими поездками, путешествиями, бытом. Особенно впечатляет огромный фотографический портрет Паустовского, знакомый нам по многим репродукциям.
Здесь устраиваются экскурсии, литературно-художественные выставки, литературно-музыкальные вечера, сюда приходят студенты творческих учебных заведений. Музей активно сотрудничает и ведёт переписку с библиотеками, носящими имя писателя, с другими музеями, с почитателями и исследователями его творчества не только в России и странах бывшего СССР, но и за рубежом. ЮНЕСКО включила 100-летний юбилей писателя в календарь знаменательных дат и событий. Сотрудники центра выпускают уникальный журнал «Мир Паустовского».
Экспозиция музея построена очень тактично и ненавязчиво, но, уходя, посетитель понимает, какой умный, талантливый и содержательный человек с фантастически богатой жизнью писал для нас. В его книгах есть и романтика, и приключения, и война, и мир. Волшебство его произведений в том, что все слова вроде совершенно обыкновенные и сюжеты без всяких затей, а читателю невозможно оторваться от этой прозы – прозрачной, грустной и очень человечной, когда чувствуешь себя вне времени и пространства.
Кстати, о волшебной силе его творчества в повседневной жизни. Одно его высказывание принесло мне, кроме эстетического наслаждения, ещё и ощутимую материальную выгоду. Когда в юности я прочитала его слова: «Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки», то поверила писателю на слово, и ни разу не пожалела, что отпуск провожу в средней полосе России.
Особая любовь и гордость Паустовского – русский язык, и это тоже ярко отражено на стендах музея. «Тот народ, который создал такой язык, – поистине великий и счастливый народ», – писал он и даже предлагал составить особый словарь, в котором будут собраны «мусорные и мёртвые слова, вся канцелярщина и пошлость, засоряющие русский язык. Этот словарь нужен, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи». Если бы он знал, что часть этого словаря сегодня гордо перекочевала на страницы творений его щедро премированных собратьев по перу!
Почти 18 лет художник слова писал своё главное произведение – автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг. Я думаю, что если бы школьная программа рекомендовала нашим лицеистам и гимназистам читать хотя бы по одной из этих книг в год, то за шесть лет учёбы они бы поняли, почему русский язык называют великим и могучим, и получили бы гораздо больше знаний о живописи, музыке, истории и географии, чем томясь над посредственными учебниками. Потому что это настоящий учебник жизни, написанный великим писателем.
Адрес: Москва, ул. Кузьминская, дом 8. Музей открыт для посещения в среду, субботу и воскресенье с 11.00 до 17.00.
Телефон: 172-77-91.
Знакомство с экспозицией: в роли экскурсовода директор музея И. Комаров