Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Месть забытого прошлого

01 января 2007

ТЕЛЕ ПРОЦЕСС

На НТВ завершился показ сериала «Господа присяжные» по сценарию известного писателя Михаила Кураева

Эпоха Александра II странным образом замалчивается и как будто с умыслом затушёвывается в пореформенной России нового времени. Краткий всплеск интереса к ней был в конце 1980-х; затем упоминать про великие освободительные реформы стало почти дурным тоном, а на общественных деятелей той поры указывали в лучшем случае с укором, сваливая на них (на сам их подвижнический дух) чуть ли не все российские беды от Рюрика до наших дней. Меня давно поражает, почему современные реформаторы пренебрегли бесценным историческим опытом, столь тщательно и доходчиво изложенным в русской классике; загляни те же Гайдар с Чубайсом в своё время хотя бы в публицистику Достоевского – они могли бы зеркально точно увидеть и вплоть до дней расчислить, когда, например, люмпенизированное их стараниями население станет распиливать бронзовые памятники (а также обрывать с риском для жизни высоковольтные провода, крушить подводные лодки и т.п.) и обменивать добычу на бутылку самогона… Это на элементарном уровне, доступном пониманию наших «экономистов». Не говорю уже о более тонких изумляющих и потрясающих параллелях.
Думаю, близкие чувства и недоумения владели писателем Михаилом Кураевым, когда он брался за сценарий 12-серийного телевизионного фильма «Господа присяжные». Талантливый прозаик, давно погружённый в загадочную стихию российской истории, не оставляет надежды одолеть слепоту и глухоту современников, предъявляя им забытые уроки прошлого.
Фильм, показ которого (надо сказать, в довольно непривычном и неудобном для зрителей режиме) завершился на НТВ, рассказывает о времени становления русской интеллигенции – совестливой, умной и самоотверженной. О той самой «виноватой» поре, на которую с подозрительным единодушием ополчаются нынешние «либералы» и «консерваторы», коммунисты и антикоммунисты, представители власти и оппозиция, ревнители церкви и её воинствующие оппоненты… И по ходу фильма очень скоро становится понятно, почему.
«Нынешняя власть бездарна. Но инстинкт самосохранения подсказывает ей, как себя спасти. Очень просто: нужно духовно обезглавить общество. Нужно лишить людей способности отличать солому от золота. И всё! Ослы всегда предпочтут солому». Это говорит героиня фильма Наташа Арсеньева, попавшая в тюрьму за невольное участие в уличном митинге. Случай делает из неё, далёкой от политики, убеждённого и закалённого борца. Как объясняет другой персонаж – молодой юрист Похитонов, в тюрьму попадают разные люди, но власть своим мучительством делает из них героев, а героям верят, за ними идут…
Мало кто сегодня знает, почему Вера Засулич покушалась на петербургского градоначальника Трепова. Ещё меньшее число людей (даже из тех, кто ставит оправдание террористки в вину всему интеллигентному сословию России) вспомнит, кто же её всё-таки оправдал и какую роль во всём этом играл А.Ф. Кони… Михаил Кураев вместе с соавтором и режиссёром-постановщиком фильма Евгением Ивановым разворачивают перед зрителем неспешную череду эпизодов, с дотошностью следователей пытаясь восстановить логику давних событий. Вот беззаконная расправа Трепова над студентом Боголюбовым. Вот вспыхнувший на этой почве бунт в доме предварительного заключения, его жестокое подавление, попытки властей замалчивать происходящее, трусость и безразличие общества… После выстрела в Трепова – усиленное давление сверху на суд, председателем которого волей судьбы оказался Кони. Министр юстиции Пален просит Кони заранее, на случай оправдательного вердикта, «предусмотреть» кое-какие процедурные нарушения. Сразу после оправдания – беззаконное распоряжение об аресте и заключении в тюрьму уже вышедшей из зала суда Засулич… Ничего не напоминает?
Казалось бы, власть вполне ещё самодержавна и уверена в своей силе. Зачем ей эти подлые, выражаясь современным языком, «технологии»?
Давнишняя логика настолько близка дню сегодняшнему, что никаких натянутых сравнений и не требуется. Один из главных героев, помощник присяжного поверенного Павел Жарков, слышит в поезде разговор случайных полупьяных попутчиков. Тема жгучая: откуда идёт повальное растление? «Выскакивают господа и объявляют, что всё, что мы до них знали, – неосновательно, зыбко, даже ложно. Мы-то, во тьме пребывающие: «не укради», «не убий», «не возжелай», «ближнего возлюби как самого себя»… Устарело! Что раньше было бесчестно, теперь – честно. Рубль – новый бог! Ему, единому, придите и поклонитеся!..»
А вот другая сценка – разговор в кабаке после громкого покушения на градоначальника: «Господа, будем справедливы – при Трепове на улицах стало чисто. Посмотрите: мостовые ремонтируются, освещение налаживается…»
Как говорит ждущая суда Наташа: одни испытывают стыд от того, что происходит вокруг, другие – нет; вот и оказывается, что России-то две. После этого особенно значим и горек её, многое в тюрьме пережившей, вывод: «Выходит, что Бог на их стороне!»
Авторы по мере сил уверяют нас в обратном. Мы слышим подлинные суждения кумиров и властителей умов эпохи – Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Некрасова; следим за напряжённой борьбой, какую ведёт Кони, отстаивающий незыблемость права перед привычно царящим повсюду произволом; а самое главное, видим рождённое реформами молодое поколение – людей разных темпераментов и противоречивых судеб, объединённых, однако, единым порывом к более справедливой, просвещённой и честной жизни, желанием эту новую жизнь строить. «Все светятся», – как говорит про сестёр и мать Арсеньевых Павел Жарков; эти слова с полным правом можно отнести к нему самому и его друзьям. (И тут надо отдать должное режиссёру: подобранные на главные роли молодые актёры действительно как будто излучают этот свет, иной раз кажущийся даже чрезмерным, чересчур пафосным, но это – на нынешний утомлённый, отвыкший от всяческого пафоса взгляд…) Кажется, на это бы поколение и опереться России в дальнейшем своём реформаторском пути!
Кажется, было на кого опереться и нынешней возжаждавшей перемен России…
Но если уж сравнивать, то сравнение будет, боюсь, не в пользу нас, нынешних. Достаточно посмотреть, в какую неприличную забаву превратился «возвращённый» России суд присяжных: можно по три раза менять его состав, добиваясь нужного власти приговора. Новый «бог» вполне овладел совестью людей; повальная ложь никого уже не коробит, «технологии» стали легальным способом управления толпой; понятий справедливости, долга и чести попросту не существует. Об этом по большому счёту и фильм. Есть о чём говорить – а разговор не ведётся. Общественное сознание в ступоре и провале. Недавние «победители» сошли на нет, втихомолку упиваясь награбленным, «побеждённые» всё никак не оправятся. Первые идейно выдохлись (не много там их и было, идей, да и те не свои). У вторых нет пути – вернее, всё стоит перед глазами опущенный кем-то полосатый шлагбаум.
Не стоит ли поблагодарить создателей фильма «Господа присяжные» хотя бы за то, что попытались они тот шлагбаум приподнять?

Сергей ЯКОВЛЕВ

Сергей Власов в роли председателя суда А.Ф. Кони

Обсудить в группе Telegram

Сергей Яковлев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS