Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Место «Цыган» в нашей «Победе»

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Выставка всемирно известной «фотоохотницы» в Центре современного искусства ВИНЗАВОД

Ляля Кузнецова на открытии выставки; фото:  Фёдор ЕВГЕНЬЕВЕсли вдруг ЦСИ ВИНЗАВОД вернётся к своей прежней, профильной деятельности, то я не огорчусь: Господь превратил воду в вино вовсе не для того, чтобы потомки извергали напиток в виде рвотных масс «современного искусства». Следовательно, изгнание художников с винодельческой территории – дело богоугодное. 

Однако есть на ВИНЗАВОДе то, что терять никак не хотелось бы. Как ни относись к Ирине Меглинской, которую я лично трепетно люблю, во вкусе ей не откажешь: фотовыставки в её галерее «Победа» могут быть чуть более спорными или чуть менее, но они всегда интересны и качественны. Имей мы дело хоть со снимками английских «братков», хоть с портретом Её Величества королевы Великобритании. 

Да хоть с «Цыганами», увиденными глазами Ляли Кузнецовой!
Вопреки распространённому мифу о многонациональности, Россия – этнически однородная страна. Пусть это не очень заметно в метро, понимаешь сей факт, когда берёшь в руки камеру и начинаешь снимать то, что видишь вокруг. Оказывается, помимо желания в объектив попадает «экзотика». Нужно быть большим мастером, чтобы «то, что видишь», носило печать подлинности, а не аттракциона. 

Подобно каждому фотолюбителю, я тоже имею несколько «цыганских» снимков. Именно в стиле этноэкзотики, поэтому хорошо понимаю, что говорю, когда хвалю фотопроект Ляли Кузнецовой. 

«Фотоохотница» работает над ним уже не один десяток лет. Не знаю, в чём тут дело, но его началу предшествовала программа ЮНЕСКО по «окончательному решению цыганского вопроса», которая предусматривала сохранение цыганской идентичности на основе экстерриториальности общины. Международная гуманитарная организация пошла по пути подчёркивания «инаковости» цыган (это никем не оспаривается), что вряд ли правильно. Ляля Кузнецова стала фиксировать в их национальном габитусе не то, что отдаляет их от нас, белых, а то, что приближает кочевой народ к Европе. А это здраво, ибо не создаёт прецедента «перемещающегося концлагеря».
Чем цыгане отличаются от нас, мы и так знаем из милицейских сводок. 

Однако то, что криминальными новостями «книга цыган» не ограничивается, известно любому, кто имел возможность общения с фото- и кинодокументалистами из Восточной или Центральной Европы. Где цыгане – неотъемлемый компонент в этноконфессиональном коктейле. 

Сербы, румыны, венгры, болгары давно научились сживаться со своими цыганами. Ничуть не теряя собственного национального своеобразия. Не ассимилируя насильственно цыган. Достигая «симбиотического консенсуса». 

Цыгане у нас, что ли, другие?
Да нет, такие же, как везде, говорит нам Ляля Кузнецова со своих фотографий. Две руки, две ноги, голова. И сопутствующие этому половые признаки. Не похожие на нас лицом? Да, безусловно. Но способные при этом проживать компактно, занимаясь делами, похожими на наши. Если не крестьянскими, то «разнорабочими». 

Обыденными. Минус мишура в стиле «эй, ямщик, гони-ка к «Яру».
В «Цыганах» Ляля Кузнецова исподволь проводит мысль, что в России (большой, геополитической таксономической единице, а не только РФ) цыгане должны социализироваться как русские. Не теряя общинной обособленности и бытовой яркости своего отличия от нас. Этот сигнал подаётся и цыганам. 

И знаете, что парадоксально? То, что рознь в нашем нелёгком сосуществовании утверждается не через подчёркивание уникальных свойств, а через выявление универсальных, скучных. В приземлении самой темы, которую даже лучшие мастера репортажного фото заводят порой в узкий проём между National Geographic и национальной резервацией. 

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS