В музыке умеют помнить, и это замечательно. В современной России весьма активны общества Скрябина, Рахманинова. Самый престижный международный конкурс музыкантов носит имя Петра Чайковского. Нынешний май в Москве – рахманиновский. 135 лет со дня рождения замечательного выпускника Московской консерватории отметили многие музыкальные коллективы и солисты. Конечно, эпицентром событий стала Ивановка в Тамбовской области – музей-усадьба композитора. Прошёл юношеский конкурс пианистов, сейчас теоретики из разных мест планеты на Международной научно-практической конференции обсуждают, вероятно, новые идеи, связанные с богатым наследием Сергея Рахманинова.
Главное событие в Москве – IV Международный конкурс пианистов имени Рахманинова. Детище Рахманиновского общества и народного артиста СССР Виктора Мержанова. Весьма представительное собрание молодых музыкантов. Не только из России, но и из Китая, Южной Кореи, Нидерландов, США. Поучительные и очень интересные конкурсные вечера. Разный Рахманинов. Разные школы. Моё внимание привлёк студент Московской консерватории (класс доцента Пясецкого) Александр Синчук. Яркий, эмоциональный, мощный пианист. Причём за всеми этими могучими качествами не теряется тонкий, проникновенный лиризм, он вообще необыкновенно точен во всём, и в его случае это большое достоинство. По стилю он напоминает самого Сергея Васильевича. Увлечён рахманиновскими смыслами, по-моему, прекрасно их улавливает и понимает. В перерыве второго тура после его выступления встречаю в фойе Виктора Карповича Мержанова и хвалю Синчука. На что Виктор Карпович, улыбаясь, замечает: «Хорошо, что струны не порвал». А мне кажется, Сергей Васильевич Рахманинов именно на такой эффект иногда и рассчитывал. Синчук оставляет впечатление пианиста-интеллектуала. К сожалению, часто к замечательной технике приложена совершенно пустая голова. И никакие звания и тусовочные комплименты типа «сверхзвуковой» пианиста не спасают. Сверхзвуковым пусть будет самолёт, а пианист – думающим.
Конкурс заканчивается в понедельник. Не успеваю сообщить имена победителей. Но самый важный результат уже состоялся – возможность послушать ровесников из разных музыкальных центров мира, узнать мнение опытных пианистов из жюри, поговорить, в конце концов – что может быть важнее для всегда занятых музыкантов.
В Большом зале Московской консерватории весьма достойно вспомнили композитора пианисты Денис Мацуев и Николай Луганский. Мацуева следует похвалить за любознательность: впервые исполнялись некоторые сочинения Рахманинова. Николай Луганский играл с оркестром Большого театра под управлением А. Ведерникова. Как бы напоминая слушателям, что и Сергей Васильевич когда-то целых два года дирижировал в Большом. Слушая достаточно опытных молодых пианистов, думаю, как много общего у музыки с литературой. На протяжении жизни, обращаясь к уже давно прочитанным произведениям, обнаруживаешь вдруг всё новые и новые подробности, и не какие-нибудь там случайные, а принципиально меняющие старые представления, и думаешь: а как же раньше-то их не заметил? И учителя объясняли, и замечательные российские литературоведы старались, но пока сам не доберёшься до этих открытий – все наставления впустую. В музыке то же самое – слушаешь иного пианиста, и ничего не происходит. Ремесло. И только. А иногда с первыми звуками давно известных произведений от тебя остаются только уши, как пишут в подобных случаях, «обращаешься в слух» – возникли те самые «подробности»... Ничего подобного в мае не случилось.
Московская консерватория принимала у себя молодого питерского музыканта, обладателя II премии XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского Мирослава Култышева. Шикарно принимала. Портрет над входом в Большой зал, цветная программа с жизнеописанием и многими фотографиями музыканта. Скорее всего, постаралась группа компаний «ДжамильКо», которую организаторы концерта в этой же программке благодарят за помощь. Так и должно быть – не следует скупиться на комплименты молодым музыкантам.
Култышев исполнял восемнадцать пьес П. Чайковского (соч. 72) и сонату си минор Листа. Чайковский получился квёлый. Скучный, абсолютно лишённый поэзии и каких-либо образов. Хоть пьесы на них и указывали: «Размышление», «Сельский отзвук», «Немного Шопена»... Вспоминался «Детский альбом» Чайковского, сыгранный однажды на Декабрьских вечерах Михаилом Плетнёвым. Святослав Теофилович Рихтер, с которым мы соседствовали в зале, с большим удивлением и вниманием слушал всякие «болезни кукол» и даже что-то проигрывал на колене. А в перерыве благодарил Плетнёва за неожиданные впечатления. Видимо, музыкальные миниатюры требуют каких-то особых качеств исполнителя. Что очевидно – у Мирослава Култышева их пока нет.
Но зато соната Листа была исполнена превосходно. Вот уж здесь все замечательные способности молодого музыканта проявились в полной мере. Меланхоличный внешний вид, только усугубляющий опыты с Чайковским, вдруг куда-то исчез, пианист совершенно преобразился: темп, страсть, нюансы – всё было превосходным. Не помню более яркого исполнения этой сонаты в Большом зале.
В мае вообще молодые музыканты играют много – заканчивается учебный год, идут классные вечера, и это самое любопытное в сезоне время. У нас действительно ещё много талантливых молодых исполнителей. Тревожит другое: как редко объявляются они на серьёзных сценах. Почти не бывает новых имён на афишах столичных симфонических оркестров. Нет благотворительных программ, которые позволяли бы молодым способным музыкантам гастролировать по стране. Когда же их ещё слушать как не в лучшую пору ученичества? Теряет от этого только слушатель. Что несправедливо и недальновидно. Будем надеяться, что какую-нибудь умную министерскую голову эти сомнения когда-нибудь одолеют. Хотя умными головами Министерство культуры давно уже не блещет...
P.S. Как стало известно, именно Александр Синчук удостоен первой премии IV Международного конкурса пианистов имени Рахманинова, с чем мы его и поздравляем.